УЧЕНЬЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ

"Школа возвращает родителям детей (отданных в нее здоровыми) изуродованными, кривобокими, близорукими, ни к чему не способными, ничего не знающими"... Эти слова написаны не сегодня, когда общество не на шутку встревожено физической хилостью и бездуховностью подрастающего поколения, а более ста лет назад группой нижегородских дворян, участвовавших в обсуждении тогдашней школьной реформы. Как видите, целый век миновал, не сосчитать уже, сколько реформ пережила с тех пор отечественная школа, а проблемы - все те же. Современные медики не поленились, составили "букет" недугов, которыми наиболее часто страдают наши учащиеся: расстройства нервной системы, слабое зрение, сколиоз, желудочно-кишечные заболевания, бронхиальная астма. Психологи, в свою очередь, отмечают у многих школьников апатию, отсутствие интереса к учебе, а порой и вообще к жизни.Одну из причин снижения общего тонуса растущего организма специалисты видят в так называемых школьных перегрузках, которые чаще всего возникают при неправильной организации учебного процесса.

Столичная общеобразовательная школа N 760 - экспериментальная, ее учебные программы разрабатывают восемь российских академиков, среди которых ученик великого Ландау Владимир Купцов и известный в мире специалист в области "здоровье сберегающих технологий" Владимир Базарный. Многое в этом учебном заведении выглядит необычным и даже архаичным: дети пишут не шариковыми ручками, а перьевыми, на уроках класс делится пополам: одни сидят за партами, а другие стоят за конторками, чтобы потом, по сигналу учителя, поменяться местами. Девочки и мальчики учатся раздельно, мальчишечьи классы - это "пограничники", "моряки" и "летчики" (с соответствующей формой и знаками отличия), в девичьих классах - кружевные занавески, колыбельки и куклы, швейные машинки и пяльцы для вышивания.
ВОИНЫ И ЛЕБЕДУШКИ
Директор школы Владимир Гармаш уже привык выслушивать от оппонентов упреки в консерватизме и "оборонном сознании". "А какое еще должно быть сознание у гражданина своей страны?" - недоумевает Владимир Юрьевич. Его ученики вместе с учителями создали в школе музеи: Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Алексея Маресьева и даже одного из современников - вице-премьера Виктора Поляничко, погибшего в Осетии от рук бандитов. Кроме того, ребята ведут поисковую работу в Смоленской области и уже вернули имена 250 советским бойцам, павшим в Великую Отечественную войну.
Здесь мальчиков воспитывают "воинами" - людьми, сильными духом, готовыми защищать свою семью и Отечество. Отсюда и игра в "пограничников" или "летчиков", приучающая к дисциплине и ответственности. Девочек сызмальства готовят к роли матери, торжественно посвящают в "невестушек", "лебедушек". Впрочем, "воины" и "лебедушки" только учатся отдельно друг от друга. Во внеурочной жизни они общаются, дружат, вместе участвуют в театральных постановках, танцуют в школьных ансамблях, поют в хоре.
У раздельного обучения есть свое научное обоснование. "Для всех очевидно, - говорит Владимир Гармаш, - что девочки в своем развитии опережают мальчиков на полтора-два года. Они в начальной школе, как правило, лучше учатся, и учителя постоянно ставят их в пример мальчикам. Усиленно навязывается подражание другому: веди себя как она - будешь успешным". По такому принципу, считает Владимир Юрьевич, в нашей стране сформировано уже не одно поколение мужчин, подавляемых женщинами, бесхарактерных, безынициативных, не берущих на себя ответственность за близких. Вот и рушатся семьи - в Москве, к примеру, из четырех заключенных браков распадается три, люди не хотят иметь детей, падает рождаемость. Разговоры о том, что причину демографического спада надо искать в слабой российской экономике, по мнению Гармаша, лишь отговорки: "Неужели сегодня экономическая ситуация в России хуже, чем была в 1946 году, когда был не просто рост, а взрыв рождаемости? Неужели мы с вами беднее, чем Индия?".
РЕБЕНОК В КОРОБКЕ
Старшее и среднее поколение россиян помнит чернильницы-непроливайки, перьевые ручки и прописи, в которых первоклассники старательно выводили буквы, чередуя нажим с "волосяной" линией. Для сегодняшних учеников эти школьные атрибуты сродни музейным экспонатам, а вот академики, пекущиеся о детском здоровье, убеждены в том, что письмо перышком для начинающего школьника оптимально, поскольку находится в гармонии с естественным нажимным импульсом, а вот шариковая ручка ему просто противопоказана. В школе проводили эксперимент - стоило ребенку поработать шариковой ручкой хотя бы 20 минут, как у него проявлялись признаки стенокардии. Поэтому в школе N 760 дети пишут по старинке. Кроме того, здесь отработана система контроля за зрением учеников, есть специальные офтальмотренажеры для его разгрузки и тренировки.
Владимир Гармаш убежден, что одна из главных бед школы состоит в том, что в ней маленький человек оказывается в ситуации ограниченного сенсорного пространства, причем надолго: "Вместо того, чтобы дать ребенку возможность бегать, прыгать, играть, - его помещают в жестко регламентированную систему, этакий "коробок", и он сидит без движения на уроках энное количество часов, потом столько же за книжками дома". Постоянно сидящий человек - это, по словам Владимира Юрьевича, "смертельная штука". Ведь люди - прямоходящие особи, с этим связана вся история развития homo sapiens. Поэтому ребенок должен двигаться - чем больше, тем для него лучше. Во время учебного часа в этой школе дети не только работают, попеременно стоя за конторками или сидя за партами, но и прямо в классе разминаются на турнике или шведской стенке.
ШКОЛА ВЫБИРАЕТ ПРЕЗИДЕНТА
Уроков в этом учебном заведении ничуть не меньше, чем в любой другой одиннадцатилетке. Вторая половина дня у большинства ребят тоже проходит в школе - одни усиленно занимаются физикой и математикой, другие "зависают" в отлично оборудованном компьютерном центре, третьи устремляются в кружки и спортивные секции. Уже восемь лет в школе существуют свой парламент, свой гимн и свой президент, которого избирают тайным голосованием. Одна девочка, чье "мудрое и справедливое" правление особенно понравилось "электорату", провела на этом почетном посту два срока подряд. Ребята издают журнал, в котором рассказывают обо всех волнующих их проблемах. Немаловажный факт: школа и в будни, и в выходные открыта до 22 часов. И на усталость, на "перегрузки" никто не жалуется.
Обучающими методиками, которые применяются в школе --N 760, активно интересуются иностранцы. Недавно приезжали итальянские профсоюзные деятели, за бешеные деньги предлагали академикам продать весь пакет документов и отправиться к ним в Италию на работу. Академики ответили отказом.