ТАКОЕ НЕ ПРИСНИТСЯ И В СТРАШНОМ СНЕ

Николай I, посмотрев 19 апреля 1836 года в "Александринке" "Ревизора", сказал: "Всем досталось, а мне больше всех". Интересно, что сейчас могли бы сказать наши правители, посмотрев премьеру 2002 года на той же площадке?

Итак, 247-й театральный сезон в "Александринке" начался с весьма знаменательного события. Приглашенный из Москвы Валерий Фокин поставил здесь гоголевского "Ревизора", используя сценическую версию Всеволода Мейерхольда 1926 года. В своем спектакле он, впрочем, не только использовал знаменитые мизансцены авангардной постановки начала ХХ века, но и постарался освоить более давние традиции, избрав для воплощения первый вариант пьесы, написанный Гоголем в 1836 году. Известно, что Николай Васильевич во время репетиций "Ревизора" в "Александринке" дописывал какие-то реплики, учил артистов с голоса, как надо входить в образы, по-видимому, не очень доверяя в этом деле инспектору труппы Александру Храповицкому. Он даже сделал рисунок декорации первого акта спектакля. Сотрудники театра нашли его в Бахрушинском музее, и художник нынешней постановки Александр Боровский перенес этот раритет на большое полотно. Во время действия оно то опускается, то поднимается, выполняя функцию своеобразной исторической заставки и в то же время являясь неотъемлемой частью художественного образа нынешнего спектакля. Именно через отверстие в этом занавесе все персонажи спектакля как бы появляются из гоголевской эпохи...
Досконально изучив мейерхольдовского "Ревизора", Валерий Фокин понял, что водевильный абсурд этой пьесы вечен и всегда актуален. А возник он из страшно запутанной, до обидного нелепой жизни в России, где "все может быть": к примеру (как в данном случае), фитюлька, проходимец может стать вершителем человеческих судеб. Руководитель театрального центра имени Вс. Мейерхольда выбрал на роль Хлестакова Алексея Девотченко (беседа с которым недавно публиковалась в нашей газете), неожиданно обнаружив в этом обаятельном актере колоссальную разрушительную энергию. Когда Хлестаков снимает цилиндр и зрители видят его голый череп (актера ради этого специально побрили) с торчащими, словно у летучей мыши, ушами и он еще при этом шевелит своими конечностями, как черный паук, то, кажется, что перед нами происходит преображение человека в фантастическое, отвратительное существо. Не случайно пахан Городничий (Сергей Паршин) и вся его пьяная свита стараются держаться подальше от этого опасного медиума, который вначале гипнотизирует жену и дочь Городничего, а потом, вскочив верхом на самого здоровенного чиновника, скачет по анфиладам дворца, словно черт. Как тут не вспомнить о "Вечерах на хуторе близ Диканьки"? Тем более что в угоду Хлестакову все гости являются на бал с такими же "прическами", как у него. Ну а потом, когда он всех ограбит, обнюхает и обследует все телесные прелести Марьи Антоновны (Елена Зимина), пообещав вернуться и жениться - громила Осип ( Юрий Цурило) возьмет его под мышку, как куклу, и унесет в зрительный зал, чтобы потом опять появиться с ним в каком-нибудь городе Н, а может быть, в том же Петербурге после празднования 300-летия северной столицы, где за фасадами отреставрированных зданий тоже можно увидеть такое, что и не приснится в страшном сне...