11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗРЕЛОЙ РЕСПУБЛИКЕ - ПАРЛАМЕНТСКУЮ ФОРМУ

Махмутов Анас
Опубликовано 01:01 22 Октября 2002г.
Переход Башкортостана к парламентской форме правления произойдет в декабре следующего года. Члены Конституционного совещания республики на прошлой неделе одобрили предложение Муртазы Рахимова провести выборы в Госсобрание РБ в конце марта 2003 года, после чего депутаты должны избрать главу башкирского парламента. Рахимов предложил также избрать на всенародных выборах в декабре 2003 года главу исполнительной власти - премьер-министра, после чего тот должен сформировать кабинет министров.

Начало третьего тысячелетия для нашей истории оказывается плотно насыщенным событиями, связанными с государственным строительством. Причем принципиально важно, что сейчас этот процесс уже не является следствием политической борьбы разных уровней и институтов государственной власти, как было раньше. Нынешний период государственного строительства в России - это закономерный этап анализа и переосмысления накопленного опыта, естественная и необходимая реакция на все то позитивное и негативное, что выявилось за прошедшие годы. Что-то из созданного на федеральном уровне и в российских регионах успешно выдержало проверку временем, что-то оказалось иллюзиями, прекраснодушными заблуждениями, что-то - явными ошибками и просчетами.
Действующая Конституция Башкортостана - по сути, первый опыт конституционного правотворчества в республике. Несомненно, что она сыграла огромную роль в государственном строительстве в Башкортостане, в формировании всей системы республиканского законодательства. Но ряд ее положений, как это уже теперь стало ясно, был прямо обусловлен и спецификой условий, в которых шла работа над ее текстом, ситуативностью обстановки ее принятия, и недостаточным опытом государственного состояния Башкортостана.
Сейчас в Башкортостане заканчивается работа над текстом новой Конституции республики, призванной отобразить изменившиеся взаимоотношения с федеральным центром, сегодняшние политико-правовые реалии. И вряд ли справедливо видеть в этом давление Москвы или волюнтаризм республиканского руководства. Просто уходит в прошлое то время, когда интересы государственного строительства, логика реализации политических целей, специфика обстановки требовали концентрации власти в руках президента Башкортостана.
При всем многообразии возможных моделей парламентская форма правления - это наиболее оптимальный вариант организации государственной власти в республиках Федерации при сильной федеральной власти. Парламентская республика, как известно, характеризуется значительным объемом полномочий, которыми наделяется высший орган законодательной власти. Наряду с обычными функциями - законодательной и вотированием бюджета - парламент здесь обладает также учредительной функцией и правом контроля за деятельностью правительства. Принятие данной модели будет свидетельствовать, по замыслу, о демократизме всей общественно-политической жизни республики. Народные избранники будут решать все важные вопросы жизни региона, отражая мнения всех групп и слоев населения республики. Выборы депутатов Государственного собрания Башкортостана в этом случае станут делом более ответственным и в большей степени значимым для избирателей. Принятие парламентской модели означало бы также и признание уровня политической зрелости республики, степени ее развития, способности и возможности населения влиять на власть.
Парламентская модель республики в составе Российской Федерации не противоречит, полагают эксперты, федеральному законодательству. И Конституция РФ, и Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не содержат норм, прямо или косвенно указывающих на невозможность создания данной модели в республике.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников