ОН РАЗДВИНУЛ НЕБО АМЕРИКИ

С Владимиром Дмитриевичем Саморуковым я познакомился в Брюсселе, где работал собственным корреспондентом "Труда". В то время Саморуков возглавлял региональное представительство "Аэрофлота" в Бенилюксе. Между нами установились дружеские отношения. Все российские журналисты, работавшие в Бельгии, с большим уважением относились к Саморукову, понимая, что имеют дело с опытным специалистом, не только хорошо знающим свое дело, но и умеющим общаться с людьми. И вот наша новая встреча, состоявшаяся после выхода в свет его книги "Дипломат Аэрофлота". Поэтому понятно, что первым делом я поинтересовался у Владимира Дмитриевича, о чем рассказывается в его мемуарах.

- Это книга о моей жизни. В ней я вспоминаю о детстве, юности, годах учебы, в том числе в Егорьевском авиационно-техническом училище и Высшем авиационном училище гражданской авиации. Но, конечно же, основная часть посвящена рассказу о моей 50-летней работе в Аэрофлоте, которая была связана с международной деятельностью отечественной авиакомпании.
- Вы открывали представительство Аэрофлота в Нью-Йорке. Как это происходило?
- В июле 1967 года был подписан приказ о моем назначении помощником по коммерческим вопросам генерального представителя Аэрофлота в США. Но получилось так, что начальника мне так и не прислали. Еще до открытия воздушного сообщения между СССР и США я стал генеральным представителем Аэрофлота.
Очень хорошо помню свой первый приезд в США, знакомство с аэровокзалом нашего партнера "Пан Америкэн", куда должны были прилетать советские самолеты. Кстати, всем нам хорошо знакомая башня с круглой крышей, пристроенная к вокзалу аэропорта "Шереметьево", которая на протяжении десятилетий казалась многим из нас символом мечты об удивительных заграничных путешествиях, скопирована с аэровокзала "Пан Америкэн". Правда, у нас возвели только одну башню, а на остальное - выдвижные трапы с дверьми, куда могли припарковываться самолеты, - не хватило денег. Так и стоит башня до сих пор одинокой.
Крайне сложно оказалось подобрать помещения для представительства Аэрофлота в Нью-Йорке. Хорошо помню, как очень опытный человек, старый еврей одесского происхождения Ю.Б. Хортон, возглавлявший одно из туристических агентств, советовал мне не открывать представительства Аэрофлота на первом этаже. "В Нью-Йорке перед советской миссией при ООН проходят постоянные демонстрации и пикеты. Вам надо это иметь?" - спрашивал он.
- И где же было открыто представительство?
- Совместное агентство Аэрофлота и Интуриста разместилось в двухэтажном здании на 49-й улице и Парк-авеню, почти рядом с небоскребом "Пан Америкэн".
- Вы упомянули о том, что в Монреаль прилетел Ту-114.А почему в США совершали рейсы только Ил-62?
- Ту-114 всего один раз прилетел в Нью-Йорк, когда на его борту находился Н.С.Хрущев, совершавший свой первый официальный визит в США. Однако одного этого рейса хватило, чтобы американцы заявили, что впредь из-за превышения установленного уровня шумов этому самолету будет запрещено приземляться в аэропортах США. Поэтому для совершения трансатлантических перелетов потребовалось использовать новый воздушный лайнер Ил-62. Во время первого технического рейса самолет тщательно проверялся американцами, которые также контролировали знание нашим экипажем правил и особенностей полетов в аэропорту Кеннеди и запасных аэропортах. Во всех аэропортах замерялись уровни шумов. Экипаж Ил-62 успешно прошел испытательные полеты, включая длительное пребывание (более полутора часов) в воздушной зоне ожидания аэропорта Кеннеди. Так что, как это не покажется странным, но можно сказать, что именно американцы способствовали полетам в США такого замечательного воздушного лайнера, как Ил-62.
- И каковы были первые итоги вашей работы в Нью-Йорке?
- За первый год эксплуатации авиалинии Москва - Нью-Йорк - Москва самолетами Аэрофлота было перевезено почти десять тысяч пассажиров. "Пан Америкэн" перевезла за этот же срок гораздо меньше. Руководители американской авиакомпании выразили неудовлетворенность коммерческой загрузкой рейсов "Пан Америкэн", обвинив в этом Аэрофлот. Короче, успехи, связанные с увеличением перевозок авиапассажиров на линии Москва - Нью-Йорк - Москва, обернулись для меня... переводом на работу генеральным представителем Аэрофлота в спокойную и сытую Швецию. Меня отозвали, наверное, чтобы успокоить американцев, раздраженных моей активностью. С другой стороны, в самом Аэрофлоте не очень нравились мои предложения проводить более компромиссную политику в отношении американских партнеров.
- Но через несколько лет вы снова прибыли в США в качестве генерального представителя Аэрофлота.
- Да, в 1977 году состоялось мое второе открытие Америки. Передо мной стояла задача добиться нормализации отношений с американскими партнерами.
Но, увы, мой второй приезд совпал с серьезным обострением советско-американских отношений. В конце декабря 1979 года начался ввод советских войск в Афганистан. Уже 4 января 1980 года президент Картер выступил по телевидению и объявил о целом ряде акций и санкций, в том числе сокращении воздушных сообщений. Буквально на другой день перед представительством Аэрофлота начались беспрерывные демонстрации и пикеты. Сразу вспомнились советы старого еврея, в особенности после того, как 13 января в офисе Аэрофлота произошел взрыв. С приходом к власти администрации Рейгана, после событий, связанных с инцидентом с южно-корейским самолетом, последовало закрытие представительства Аэрофлота а США и прекращение всех контактов американских авиакомпаний с Аэрофлотом. Полеты возобновились только в 1986 году. Как уже начальнику Управления внешних сношений Министерства гражданской авиации мне пришлось вести переговоры об их возобновлении с руководством "Пан Америкэн" и авиационными властями США.
- Вы хорошо знаете гражданскую авиацию США, правила полетов в воздушном пространстве этой страны. Как могло случиться, что захваченные террористами "Боинги" врезались в башни Всемирного торгового центра?
- Я до сих пор тяжело переживаю трагедию 11 сентября 2001 года. На мой взгляд, до нее в США не уделяли должного внимания обеспечению авиационной безопасности, как мы ее понимаем. Авиационная безопасность и принципы демократии не всегда бывают совместимы. Например, открытые двери кабины пилотов во время полетов, свидетельствующие о том, что все, кто находятся на борту самолета, - это одна семья, только облегчали работу террористам. Сейчас в США принимаются беспрецедентные меры по обеспечению безопасности как в аэропортах, так и на борту самолетов. Они связаны с огромными расходами, которые несут прежде всего авиакомпании. А те в свою очередь, повышая стоимость билетов, перекладывают огромные траты на пассажиров.
Я думаю, что американцам следовало бы поучиться у нас. Ведь в России обеспечение безопасности людей во время полетов самолетов имеет давние традиции, уходящие к началу XX века. Так, во время первого российского авиационного праздника, состоявшегося в 1910 в Санкт-Петербурге, зона полетов самолетов во время воздушного парада была строго определена полицейскими правилами. После этого один из депутатов выразил протест в Государственной Думе, заявив, что полиция слишком много вмешивалась в происходивший праздник, мол, занималась не своим делом. Тогда другой депутат - Пуришкевич, оправдывая действия сил правопорядка, сказал, что всегда может найтись отчаянный пилот, который не побоится взять с собой динамит, а потом сбросить его над дворцом в Царском селе. Пророческие слова, не правда ли?