МАТРЕНИНА СЛАВА

Сколько лет я знаю эту женщину? С самой войны - той, далекой уже Великой Отечественной. И хотя страшную войну мы прошли с ней разными путями, оба дойдя до Берлина, но в те годы я знал ее только заочно и столько всего был наслышан об этой фронтовой "сестричке", что мечтал познакомиться. Но встретились мы с ней уже после победного салюта. Скажу честно: я преклоняюсь перед этой маленькой хрупкой женщиной, перед ее неженским мужеством и отвагой, перед ее талантом сопереживания и чувствую потребность рассказать, напомнить о ней читателям "Труда".

Матрена Семеновна Наздрачева с ее типично русским именем и, подобно пушкинской Татьяне, "с русскою душой", - одна из четырех женщин (на весь Советский Союз!), удостоенных ордена Славы всех трех степеней, а по линии международной - высшей награды Комитета Международного Красного Креста - медали "Флоренс Найтингель", присужденной ей "за исключительную самоотверженность при спасении раненых". За что же простой санитарке такая честь?
Перед самой войной Мотя Наздрачева, девушка из села Волчий Яр, что на Харьковщине, закончила медицинское училище. Хотела лечить детей, но война поломала ее планы. А когда их район был освобожден от оккупантов, девушка "пробилась", как она сама это называет, в армию и стала санинструктором в 100-м гвардейском стрелковом полку 35-й гвардейской дивизии. С этой частью в составе 8-й гвардейской армии генерала Чуйкова сестричка Мотя, как ласково называли ее бойцы, дошла до Берлина.
Настоящее боевое крещение ее было летом 1943 года под Изюмом. Наши войска вели там тяжелые бои за освобождение Донбасса. Вот как рассказал мне об этом ее однополчанин:
"...Артиллерийская подготовка кончилась. Солдаты поднялись и побежали вперед, а с ними и Мотя с двумя санитарами - их всего трое осталось от санвзвода. Мотя на ходу оказывала раненым первую помощь. Тех, кто не мог идти, переносила в укрытие и снова торопилась туда, в гущу боя. Подошла подвода. Мотя уложила на нее неспособных передвигаться, остальных собрала в одно место. Кто ранен в ногу, кто в спину, кто в руку, кто в грудь. Двое тяжелораненых опирались на нее. За плечи этих двоих держались другие, за других цеплялись третьи. Тихонько сквозь огонь двигалась по полю эта необычная процессия - медленно, кое-как. Впереди - девушка-невеличка в сбившемся набок берете, в порванных сапожках, в гимнастерке, залитой кровью. А за спиной еще и тяжелая амуниция да ремень с флягой... Всех пятнадцать человек дотянула, дотащила в одиночку до санроты полка..."
После освобождения Донбасса ее путь ко Дню Победы пролег через Днепр, Одессу, Вислу, Одер - до самого Берлина. Орден Славы III степени сержант Наздрачева получила за форсирование Вислы. Она была в числе тех, кто первым преодолел этот рубеж летом 1944 года. А затем было наступление Советской Армии от Вислы к Одеру - это уже в январе 1945 года. Во фронтовой биографии Матрены Семеновны этот путь был отмечен орденом Славы II степени. Она не только выносила с поля боя раненых, но и делала многое из того, что вовсе не свойственно сестре милосердия. Вот лишь один пример.
...Полк стремительно шел вперед. Тыловые подразделения отставали. Собрав почти три десятка раненых бойцов и разместив их в пустом доме, Матрена ждала транспорт санитарной роты, а его все не было. На третий день разыгралась метель, пурга. Поняв, что в такую круговерть транспорту не пробиться, она покормила раненых и стала стирать бинты. И тут вдруг услышала треск автоматной стрельбы. Выглянув на улицу, увидела бегущих к дому и стреляющих на ходу гитлеровцев. Не раздумывая, схватила автомат и дала по ним длинную очередь. Ее поддержали старый солдат-фельдшер, который ударил по фашистам с чердака, и те раненые, кто мог держать оружие. Огонь получился слаженный, плотный. Фашисты не ожидали такого отпора, и те, кто остался жив, ретировались. Как оказалось потом, это были солдаты, потерявшие свою часть и пробиравшиеся к Одеру. Отразив нападение, медсестра Наздрачева без единой потери доставила раненых в полевой госпиталь.
...Скольких солдат и офицеров вынесла она с поля боя, скольких спасла от верной смерти? Сама она счета такого не вела, но до сих пор пишут ей нежные благодарные письма многие спасенные ею люди. А заключительным "аккордом" стал ее выстрел из личного пистолета, сразивший в Берлине гитлеровского офицера, который вел огонь по раненым. Она и тут сумела защитить от смерти своих подопечных...
После Победы на наградном документе генерал Чуйков собственноручно написал: "Достойна награждения орденом Славы 1 степени". Так она стала полным кавалером (увы, для дам ввиду исключительности подобных случаев нужное слово еще не придумано) ордена Славы.
... В добром здравии и благополучии живет со своей семьей в Ставрополе Матрена Семеновна Наздрачева (в замужестве Нечепорчукова) - женщина, достойная нашей благодарности и по праву вознесенная на вершину Славы.