БИЛЕТ ДО БАЛТИЙСКОГО МОРЯ

Сегодня Госдума должна ратифицировать протокол к соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС. Этот документ, подписанный еще в апреле, должен урегулировать наши отношения с 10 новыми членами Евросоюза. Но по сей день остаются нерешенными вопросы, связанные с Калининградской областью, оказавшейся анклавом в окружении стран ЕС.

С января 2005 года жители Калининградской области, не имеющие загранпаспортов, лишатся права на свободное передвижение по своей стране. Самолетом в "большую Россию" они еще пролетят, паромом проплывут, а вот по земле, да еще литовской, транзитом уже не проедут. Как и жители метрополии, вознамерившиеся посетить российский анклав на Балтике. Очевидно, это больно ударит по самым бедным калининградцам, для паспортизации которых власти давно обещают найти 35 миллионов рублей.
Но обещания есть, а денег нет. И пока лишь 40 процентов из почти миллионного местного населения имеют необходимые документы. Боюсь, ничего не изменят новая идея местных властей - выдавать паспорта не только в жэках, но и в ОВИРе, где резко увеличили штат визовой службы. Уж не говорю о тех десятках тысяч беспаспортных граждан из бывших советских республик, которые нашли здесь пристанище, но документы в силу разных житейских ситуаций так и не обрели. Если мигрантов не осчастливили гражданским паспортом, кто же им даст заграничный?
Индикатором материальных потерь стал транспортный комплекс, где после вступления соседей в ЕС грузооборот сразу упал на четверть. Впереди зима - оптимальное время для калининградского транзита, грузы потоком пойдут в единственный незамерзающий порт на Балтике. Но отныне перевозка любых грузов по Литве связана с выплатой залоговых пошлин в размере, который устанавливает ЕС. Кроме деклараций, требуется представить литовским таможенным органам документы, подтверждающие наличие у грузоотправителя гарантий, выданных... литовскими брокерами. По сути, транзит грузов через сопредельную территорию оказался в зависимости от норм законодательства ЕС и аппетитов литовских железных дорог, которые накануне отопительного сезона уже повысили стоимость перевозки ГСМ на 15 процентов.
Попутно в несколько раз возросла стоимость услуг литовских таможенных брокеров по заполнению транзитной документации, по гарантии доставки груза. Даже обычная "green cart", которую автомобилисты покупали, выезжая в Литву и Польшу, вдвое поднялась в цене. Правда, теперь она действует на всем шенгенском пространстве, но подавляющее большинство калининградцев выезжает в ближние страны. Плата за проведение литовцами ветеринарной проверки грузов повысилась на 30 евро за каждую партию товара. А бесплатный прежде фитосанитарный контроль стоит 20 евро за проверку каждого вагона.
Поскольку регламент таможенных проверок никем не утвержден, они могут занимать и несколько часов, и несколько недель. Ничто не обязывает литовскую таможню работать с нашими грузами в оперативном режиме. Порядок действующего железнодорожного транзита никак не защищен законодательно. То есть он полностью зависит от доброй воли правительства Литвы и в любой момент может быть изменен.
Такая судьба может постигнуть даже существующие соглашения. Суть недавней резолюции литовского сейма "О сотрудничестве с Калининградской областью" сводится к тому, что намерения Евросоюза облегчить транзит людей и грузов из Калининграда в Россию противоречит интересам литовского государства. Сейм, в частности, "категорически отклоняет любые усилия по созданию коридора транзита лиц и товаров между Калининградской областью и остальной частью России через территорию Европейского союза и выражает несогласие с меморандумом, представленным Российской Федерацией в мае 2003 года Европейской комиссии, согласно которому калининградский транзит осуществлялся бы "в соответствии с внутренним законодательством России" и считался бы "внутренним транзитом" России, а также с объявленными Россией в июне 2004 года предложениями относительно безвизового проезда". На жесткую риторику сейма откликнулся МИД России: "Депутаты литовского парламента хотят дезавуировать договоренности, достигнутые Россией с Евросоюзом в 2002 году, относительно скоростного поезда с безвизовым режимом и последующие экспертные наработки к этому проекту".
Вспоминаю досаду Сергея Шойгу, вынужденного минувшим летом добираться сюда на международные учения спасателей через Польшу. Его крылатая фраза обошла СМИ: "В Калининград попасть сложнее, чем в Багдад!" Есть люди, которые хотят, чтобы так всегда и было.
P.S. Выступая на днях в программе "Пресс-клуб" Литовского национального телевидения, президент Валдас Адамкус заявил: "Литва должна сохранить с Россией дипломатичные, дружественные, добрососедские отношения, но при этом жестко и однозначно защищать свои интересы и позиции".
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
Где выход из этого положения? Вот что думает по этому поводу глава Комитета по международным делам Госдумы Константин КОСАЧЕВ:
- Проблема транзита остается предметом обсуждения с европейскими партнерами и литовскими властями. Мы должны уяснить: где обоснованные интересы Евросоюза и Литвы, а где попытки получить дополнительные экономические выгоды или банальные бюрократические проволочки. Уверен, контрпродуктивно применять какие-либо экономические санкции по отношению к Литве, чтобы ускорить решение проблем грузового транзита. Не вижу также повода питать иллюзии в связи с результатами недавних парламентских выборов в Литве. Нам никуда не уйти от кропотливой и настойчивой переговорной работы в двух- и трехстороннем форматах: Россия - ЕС - Литва. Пока не будут в итоге найдены приемлемые "развязки" по всем нерешенным вопросам. Демарши в данном случае не годятся - слишком уникальна для международных отношений ситуация с калининградским анклавом и слишком велика заинтересованность России в урегулировании всего комплекса проблем. Наконец, очень многогранна сеть наших актуальных взаимоотношений с Евросоюзом, где тема калининградского транзита - одна из многих, неотделимых от общего контекста.
Мы надеемся, что положительный импульс придаст очередной саммит Россия - ЕС 11 ноября в Гааге. По мере реального облегчения визовых процедур, о чем мы сейчас предметно говорим с европейскими партнерами, а также в зависимости от продвижения в вопросе присоединения России к ВТО многие проблемы Калининграда должны сняться сами по себе. Однако наиболее острые из них российская сторона вправе ставить уже сейчас. В вопросе калининградского транзита мы имеем достаточно веские основания рассчитывать на успех, поскольку по большей части речь идет о выполнении Евросоюзом ранее принятых им обязательств.