07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОРА НАБИРАТЬ МАРСИАНСКИЙ ЭКИПАЖ

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 22 Октября 2004г.
Недавно директор Федерального космического агентства (ФКА) Анатолий Перминов, выступая на международном астронавтическом конгрессе в Ванкувере, сделал сенсационное заявление. "Проектом Федеральной космической программы России на 2006 - 2015 годы, - сказал он, - предполагается разработка орбитальной базовой платформы, посещаемой экипажем... Она предназначена, в частности, для отработки и испытаний блоков перспективных межпланетных комплексов".

- Для марсианской экспедиции, - подчеркнул руководитель Роскосмоса, - концептуально прорабатываются различные варианты ее организации, рассматриваются схемы перелета, проекты межпланетного комплекса, вопросы отбора, подготовки и медицинского обеспечения экипажа...
Во время интернет-брифинга Перминов назвал и возможные сроки полета на Красную планету: "Пилотируемая миссия на Марс может состояться до 2020 года. Осуществлять ее надо в содружестве с другими государствами".
О впечатляющем марсианском проекте впервые подробно рассказала наша газета еще три с половиной года назад ("Летим на Марс!", "Труд", 28 апреля 2001 г.). В этом почти фантастическом проекте участвуют крупнейшие российские предприятия и НИИ. К работам по пилотируемой экспедиции на Марс приступили еще в 60-е годы. А с 1999-го они приобрели широкий размах.
Первый этап был посвящен комплексному проектированию и занял четыре года (1999 - 2002). 13-томный аванпроект был одобрен международными экспертами. Цель второго этапа (2003 - 2005) - воплощение чертежей в макеты и опытные установки. В цехах российских предприятий уже испытываются фрагменты марсианского корабля. Секция панели солнечной батареи представляет уникальное стальное полотно, которое в несколько раз тоньше человеческого волоса. А верхнее покрытие - слой кремния - вообще толщиной в один микрон. В вакуумной камере "гоняют" ионный двигатель - прообраз более мощного маршевого "мотора", который доставит межпланетный комплекс к Марсу...
Работы набирают темп. Но, спрашивается, зачем землянам Красная планета? С этого вопроса началась наша беседа с координатором работ по марсианскому проекту, ведущим специалистом Центра имени М.В. Келдыша Виталием СЕМЕНОВЫМ.
- Виталий Феликсович, сейчас, когда к реализации марсианского проекта начали готовиться всерьез, возникает вопрос: нужно ли выбрасывать огромные деньги на пилотируемый десант?
- Да в том-то и дело: деньги не будут выброшены, а принесут ощутимую пользу, причем здесь же, на Земле. Большинство новых технологий не просто найдут применение в нашей жизни, а коренным образом изменят ее. Вот пример: на межпланетном комплексе будет смонтирована солнечная установка мощностью 15 тысяч киловатт. За счет солнечной энергии можно отапливать дома и передавать электричество в города и поселки. Подчеркну: такая электроэнергия будет сравнительно недорогой. В Чите, например, зимой много солнечных дней. Их вполне хватит, чтобы обеспечить дома и административные здания теплом и светом.
Теперь о космической медицине. На борту межпланетного комплекса будет установлена центрифуга, рассчитанная на четырех человек. Она должна имитировать силу земного тяготения. На "полу" кабины установят бегущую дорожку или велоэргометр. Во время вращения "карусели" космонавт будет еще "бежать" или "ехать на велосипеде". Такие ежедневные тренировки необходимы, чтобы во время длительной невесомости кальций не вымывался из костей. Центрифуга, макет которой скоро начнем испытывать, окажется незаменимым помощником врачей при лечении ряда серьезных заболеваний.
Перечислю еще несколько направлений. Космическая биотехнология позволит создать новые методы лечения, биоактивные вещества, лекарства. Революция ожидается и на наземном транспорте, который начнет широко использовать в качестве горючего водород. Наконец, на основе нанотехнологий создаются новые материалы, которые прочнее существующих в 2 - 3 раза. Расчеты и практика показывают: каждый рубль, вложенный в перспективные космические разработки, приносит в конечном счете 7 рублей. Так что, готовя полет на Марс, мы не выбрасываем деньги, а приумножаем их.
- Но вспомним: 10 миллиардов долларов вбухали в "Буран", и где семикратная отдача?
- Проект "Бурана" был непродуманным, не нужным тогда космонавтике, нерентабельным. В свое время так решили ответить на американскую программу "звездных войн". Но сегодня-то все иначе.
- Все-таки дешевле исследовать Марс с помощью управляемых с Земли марсоходов и автоматических лабораторий, производящих на поверхности далекой планеты анализ проб грунта...
- Специалист, находясь непосредственно на поверхности другого небесного тела, найдет то, что не смогут обнаружить даже десять марсоходов. Напомню: самый интересный и ценный образец лунной породы доставил на Землю побывавший в 1972-м на Луне американец Харрисон Шмитт. В целом же установлено: хорошо подготовленная пилотируемая экспедиция на Луну по объему и ценности добытой информации эквивалентна 50 полетам к Селене автоматических аппаратов.
- На Луне в перспективе можно будет извлекать из грунта в промышленных масштабах изотоп гелия-3, столь необходимый для будущих земных суперэлектростанций - термоядерных энергетических установок. Они появятся, по расчетам ученых, через несколько десятилетий. А что нам даст Марс?
- Красная планета, согласно сегодняшним представлениям, еще несколько миллиардов лет назад была живой, имела плотную атмосферу и океан. То есть была очень похожа на Землю. Но затем произошла космическая катастрофа. Марс лишился почти всей атмосферы и части океана. А другая часть водной стихии превратилась в вечную мерзлоту. И нам очень важно знать, что за катастрофа погубила планету? Не грозит ли нечто подобное Земле? И если такая опасность существует, то нельзя ли восстановить на Марсе атмосферу и сделать ее запасной для нас планетой? Ну и, конечно, высадка космонавтов на Марс помогла бы приблизиться к разгадке происхождения жизни на Земле, рождения Солнечной системы. Кроме того, мы могли бы прогнозировать эволюцию атмосферы и климата на нашей планете...
- Пилотируемые марсианские проекты есть не только у нас, но и у США, Европейского союза. Может быть, Россия присоединится к одному из этих проектов?
- Во-первых, эти разработки ориентированы на очень большие финансовые затраты. Американцы рассматривают возможность отправки экспедиции на Марс только в 2030 - 2032 годах. При этом собирать огромный межпланетный корабль и заправлять его собираются в окрестностях Луны. Это не только очень рискованный вариант, но и дорогостоящий (по оценкам экспертов, обойдется в 100 с лишним миллиардов долларов). Проще и дешевле состыковать корабль из модулей на околоземной орбите. И обойдется это в 20 миллиардов.
У европейцев программа называется "Аврора". Она предполагает высадку человека на Марс тоже в 2030 - 2032 годах. Конструкторы хотят использовать на трассе перелета жидкостные ракетные двигатели. Стартовая масса межпланетного комплекса при этом составит 1500 тонн. А у нас на корабле будут электрические ионные маршевые двигатели. Топлива потребуется значительно меньше. Стартовая масса сокращается в 2 - 3 раза. Таким образом, Россия по сравнению с США и Европой имеет существенно больший научно-технический задел по пилотируемой экспедиции на Марс. И что еще очень важно - реализация нашего проекта с учетом международной кооперации вполне реальна в 2018 - 2020 годах.
- Но 20 миллиардов долларов - немалые деньги...
- Так это ведь на 14 лет. Разделите на всех участников, и получится всего 400 - 500 миллионов долларов на каждую страну в год. Вполне посильные расходы.
- Специалисты считают, что экспедиция на Марс должна быть международной. Каков крайний срок для подписания межгосударственных соглашений?
- 2006 год. Ибо к этому времени надо будет передавать промышленности большие заказы, открывать финансирование, чтобы успеть стартовать в 2018-м, когда Марс и Земля сближаются на минимальное расстояние. Следующее "великое противостояние" планет будет только через 15 лет.
- А если ни США, ни Европа, несмотря на очевидные для них выгоды, не пойдут на подписание межгосударственных соглашений?
- У нас есть запасной вариант: отправить экипаж в меньшем составе в облет Марса и затем осуществить посадку на его спутнике - Фобосе. Это будет стоить намного дешевле. А Фобос мы хотим превратить со временем в космопорт. Такую программу можно реализовать, объединив усилия России, Украины, Казахстана и Белоруссии.
- Последний вопрос. Какова вкратце схема полномасштабного полета экипажа (на одном корабле) с высадкой на Красную планету?
- Сборка межпланетного комплекса будет производиться на околоземной орбите высотой 450 километров и займет примерно год. В космос надо запустить около 20 модулей. Для их доставки можно использовать и российские ракетоносители типа "Протон" и "Ангара" (в следующем году планируется начать испытания "Ангары").
Когда межпланетный комплекс пройдет всесторонние испытания в космосе, на борт прибудет интернациональный экипаж из шести человек: командир, пилот, бортинженер, врач-психолог, биолог (являющийся одновременно и вторым врачом), геолог. На Марсе совершат посадку трое: пилот, биолог и геолог. Пробудут они там около месяца. А на марсианской орбите их будут ожидать в большом корабле командир, бортинженер и врач-психолог. Десант, завершив работы, поднимется на взлетном модуле с поверхности планеты и состыкуется с кораблем. На обратный путь уйдет чуть более 300 суток, а весь полет займет примерно 2 года. Домой экипаж вернется на сравнительно небольшом корабле, а межпланетный комплекс останется на околоземной орбите. Его можно будет использовать для новых полетов к Марсу.
Время поджимает. Уже в 2006-м надо начать отбор 30-летних космонавтов в будущий экипаж марсианского корабля. Не менее десяти лет потребуется для подготовки высококлассных космических геологов и космических биологов. Оптимальный возраст для членов марсианского экипажа 40 - 45 лет. Кроме того, имено в 2006-м необходимо начать изготовление в металле крупногабаритных конструкций. Значит, решение о полете надо принять в течение ближайших полутора лет...
ДО МАРСА МОЖНО ДОЛЕТЕТЬ ЗА 45 ДНЕЙ
Благодаря новой технологии, разработанной американскими учеными для NASA, полет на Марс и обратно может занять всего 90 дней. При нынешней технике для этого потребовалось бы два года, сообщает интернет-газета Lenta.ru со ссылкой на сайт журнала New Scientist.
Запуск космического корабля предлагается осуществлять со станции, находящейся на околоземной орбите и оборудованной плазменным излучателем. Двигатель как таковой на космическом корабле отсутствует, сам космический аппарат оборудуется только магнитным парусом. Луч намагниченной плазмы направляется со станции на парус корабля, обеспечивая ему разгон до нескольких десятков тысяч километров в час. Для торможения у Марса и обратного полета потребуется еще одна станция на марсианской орбите.
Пробный запуск ракеты с использованием плазменного луча можно будет совершить уже через пять лет. По приблизительным оценкам, такое испытание будет стоить около одного миллиона долларов, тогда как первый полет на Марс обойдется в миллиарды.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников