ЧЕСТНЫЙ РОК

Кто это говорит, будто звезды восходят на Западе, а заходят на Востоке? По-моему, концерт Фила Коллинза в Москве доказал: настоящая звезда - тот артист, который не позволяет себе выступить абы как ни при каких обстоятельствах, независимо от собственного недомогания или тем паче от точки земного шара, где это происходит.

А ведь врачи настоятельно советуют знаменитому британскому музыканту уйти со сцены: глохнет левое ухо, есть и другие проблемы... И действительно, в первый момент, когда гость появился в своем скромном сером костюмчике а-ля Джавахарлал Неру перед трибунами огромного Олимпийского дворца спорта, он показался грустным и усталым. Наверное, тому виной и седая щетина, из-за которой Фил выглядит старше своих 54 лет...
Но уже в следующую минуту от первого впечатления не осталось и следа. Напоминая о своей первой музыкантской специальности, Коллинз сел за барабаны и выдал такую 10-минутную канонаду (к ней присоединились еще двое ударников), что подумалось: иной бы такую кульминацию под конец приберег - что же Фил дальше-то будет делать?
Но для Коллинза такого вопроса нет. Песни, то драйвовые, то лирически-проникновенные, лились, словно из рога изобилия. Голос солиста звучал то нежно-тепло, то страстно, даже почти агрессивно. И так два часа без перерыва, да еще 20 минут "бисов" (накануне устроители обещали, что программа рассчитана на час 20 минут).
Справедливости ради отмечу, что у него роскошный ансамбль. Думаю, любой из темнокожих вокалистов (язык не поворачивается назвать их "подпевщиками"), будь то красавица Линн Фиддмонт-Линси или великан Уильям Кантос, был бы в состоянии сам "держать зал" на протяжении сольной программы. Но как при этом они, и Фил в придачу, поют хором - идеальное слияние голосов! А какая духовая группа - анонсы нисколько не преувеличивали качество игры двух трубачей, тромбониста, особенно же саксофониста. Ну а гитару Рональда Кэрила иначе как "поющей" и не назовешь.
И, конечно, при Филе - его неотразимое обаяние и искренность. Не скрывая, что русские слова для него весьма сложны, он держал бумажку и с выражением читал по ней: "Привьет! Как дела? Я наконец-то в Моск-в-е-е-е! Спасибо, чито вы здьесь!"
Добавлю: все это было замечательно озвучено аппаратурой, в основном привезенной самим Филом. Не зря в Россию ехали 11 грузовиков, везя 160 тонн оборудования! Под конец команда Коллинза так завела зал, что заключительное, огромное по протяженности попурри из самых темповых вещей - таких, как Susudio или Take Me Home, - сопровождалось оглушительным ревом и топотом 15 тысяч зрителей. По-моему, так у нас не "возбуждаются" даже на футболе (во всяком случае, на теперешнем российском футболе).
Вчера, понятное дело, Фил, выложившись накануне, долго спал, поэтому запланированную экскурсию в Кремль с женой и двумя маленькими сыновьями пришлось отложить на послеобеденное время.
А сегодня прославленный британец, так потешивший нашу публику (и давший такой яркий урок профессионализма отечественным горе-фонограммщикам), вместе со своими коллегами, технической бригадой, поварами и плитами (даже их он возит с собой) улетает в Вильнюс. Там продолжится его "Первый прощальный мировой тур", как с юмором назвал Фил эту поездку. Будем надеяться, юмор и голос все же не изменят ему, так что за "первым прощальным" последуют "второй", "третий" и так далее.