В Волгограде воскресили Поля Мориа, но не надолго

Осенью с неизбежностью астрономического явления в нашу страну приезжает на гастроли французский Гранд-оркестр Жан-Жака Жустафре

Много лет подряд с той же неизбежностью разражался скандал – этот коллектив на афишах фигурировал как Гранд-оркестр Поля Мориа, в то время как необходимого разрешения от обладателей прав на использование знаменитого имени он не имел. Но в нынешнем году разгорелся скандал иного свойства.

На днях шоу-индустрию Волгограда потрясла новость: оркестр Жан-Жака Жустафре, который здесь ждут в ноябре, сам разразил­ся протестом против рекламы, развернутой организаторами его предстоящих гастролей. «Мы обязаны опротестовать ваш метод работы, – говорится в письме, адресованном директору волгоградского агентства «Все звезды». – Мы не хотим морочить голову публике: Гранд-оркестра Поля Мориа (GOPM) больше не существует, поскольку это желание мадам Ирэн Мориа, и мы все должны его уважать».

Можно только приветствовать подобную честность руководства оркестра, вот только необходимо заметить, что она проявилась далеко не сразу и не по доброй воле. Российская пресса, в том числе «Труд», жестко критиковала коллектив за то, что по крайней мере в двух предыдущих гастрольных поездках по России он позиционировал себя именно как оркестр Поля Мориа. Или, во всяком случае, никак не препятствовал российским промоутерам продвигать себя на афишах именно таким образом. Хотя сам прославленный дирижер и композитор скончался еще в 2006 году, а его вдова Ирэн распустила коллектив, полагая, что без своего создателя и бессменного художественного руководителя он не сможет продолжать работать на прежнем уровне. Лишь однократно, в 2009 году, Жан-Жак Жустафре – один из музыкантов Мориа, валторнист, пробовавший себя в дирижировании и аранжировках, – был удостоен чести провести тур своего собственного оркестра с участием музыкантов бывшего оркестра Мориа. Но никаких прав на имя своего бывшего шефа он не имел.

Тем не менее даже накануне нынешней поездки были попытки продвинуть оркестр по старой схеме. Лишь благодаря вмешательству российского фан-клуба Мориа и бдительности гендиректора столичного Дома музыки Сергея Тимощука удалось пресечь незаконное использование имени покойного дирижера во время рекламной кампании в Москве и Петербурге. Однако до Волгограда эта тенденция не дошла, и там запестрели анонсы с именем легендарного музыканта. На сайтах билетных агентств стали появляться иронические комментарии: «Вот удивятся поклонники Мориа, придя на концерт и увидев, как хорошо он выглядит для того состояния, в котором находится уже 7 лет».

«Во Франции считают, что всему виной алчность организаторов в России», – говорит представитель российского фан-клуба Поля Мориа Дмитрий Жуков.

К сожалению, дезориентирование зрителя давно стало порочной практикой устроителей концертов, особенно в российской провинции. Их организаторы не только с выгодой для себя подкидывают потребителям неизвестные клоны известных исполнителей, но порой даже продают воздух, как это было с бесконечными переносами и отменой концерта Мирей Матье в Волгограде в этом году.

Что до Мориа, то сейчас неправомочные анонсы сняты (но не с интернет-сайтов). В конкретном, волгоградском случае возобладала справедливость. Но актуальной остается проблема: насколько можно доверять коллективам, приезжающим в нашу страну под тем или иным звездным именем?

Трибьют-программы (программы, посвященные памяти выдающегося артиста) популярны за рубежом, где давно и на законных основаниях налажена работа шоу-индустрии. В этой индустрии признание имеют только коллективы и артисты, официально приобретшие права на свои имена. Например, недавно Москву посетил один из трех официально существующих оркестров Гленна Миллера – Glenn Miller Orchestra Europe под управлением Уильяма Салдера. Правда, и в таких случаях надо быть бдительными – не всегда устроители обращают внимание публики на то, что перед ними не оригинал, а лишь копия. Особенно в тех случаях, когда игра коллектива не во всем соответствует высоким стандартам. Например, полтора года назад о своем разочаровании именно этим оркестром «Труду» говорила известный музыкант и продюсер Ольга Ростропович, испытавшая, по ее словам, шок на концерте в Доме музыки: она-то, многие годы жившая в Америке, знает, как должен звучать коллектив с именем Гленна Миллера.

Если говорить о ближайшем времени, то до конца года москвичам предстоит увидеть концерт «ABBA The Show». Это тоже официальные двойники знаменитой группы, на качество их работы нареканий, кажется, не поступало. Другое дело – стоимость билетов на выступления самих звезд и на концерты их копиистов должна различаться на порядок.