ПОЗИЦИЯ ПОЛЬСКОГО ИСТОРИКА

За тщательное исследование причин трагедии тысяч красноармейцев, погибших в польских лагерях

За тщательное исследование причин трагедии тысяч красноармейцев, погибших в польских лагерях для военнопленных в 20-е годы, высказался представитель Польской академии наук в Москве профессор Эугениш Дурачински. В интервью РИА "Новости" в канун рабочего визита в Варшаву министра иностранных дел России Игоря Иванова известный историк призвал удалить из российско-польских отношений "все, что мешает их нормальному развитию".
Официальная Варшава, как известно, отказывается признать ответственность польских властей тех времен за гибель красноармейцев, число которых, по оценкам российской стороны, составляет от 60 до 80 тыс. человек.
Споры по этому поводу продолжаются между представителями двух стран уже десятки лет. Однако дополнительную остроту вопрос приобрел после признания Россией факта расстрела сталинским режимом 4,5 тысячи польских офицеров в Катыни и открытия там мемориала жертвам репрессий. Кемеровский губернатор Аман Тулеев стал первым российским политиком, кто потребовал ответных шагов со стороны Польши, включая создание аналогичного мемориала россиянам, погибшим в польских лагерях.
Польский ученый, который уже в начале интервью подчеркнул, что высказывает свою точку зрения не как политик, а "как историк и гражданин", полностью поддержал инициативу Тулеева. "Я считаю, что солдатам любой страны, если они где-то погибли или умерли, должны быть созданы мемориалы", - сказал Эугениш Дурачинский.
Представитель Польской академии наук признал, что Главархив России предоставил польским архивистам "очень существенные, первостепенного значения документы", касающиеся трагедии в Катыни. По его мнению, этот опыт должен быть использован историками России и Польши и при расследовании судьбы красноармейцев, сгинувших в польских лагерях.
Говоря о разногласиях сторон по поводу числа погибших, польский ученый подчеркнул, что "независимо от того, было их 20-30 или 80 тысяч, это все равно большая цифра в то время, как существенна, уникальна жизнь даже одного человека".