04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-8...-10°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"МОИХ РОДИТЕЛЕЙ ПОЗНАКОМИЛИ КАРАНДАШ И ЛАПОТЬ"

Ивойлова Ирина
Статья «"МОИХ РОДИТЕЛЕЙ ПОЗНАКОМИЛИ КАРАНДАШ И ЛАПОТЬ"»
из номера 218 за 22 Ноября 2000г.
Опубликовано 01:01 22 Ноября 2000г.
Знаете, как до революции набирали в цирк клоунов? Приходит артист подписывать контракт, а хозяин вдруг подскакивает к нему и бьет по щеке. Вернее, делает вид, что бьет. В это время клоун должен "поймать" пощечину - незаметно увернуться и хлопнуть в ладоши, имитируя звук. На цирковом языке это называется "апач". Юрий Никулин на вступительных испытаниях "ловил"... плевок. Ему предложили найти на манеже воображаемые ключи. Он кинулся на ковер и случайно угодил в чей-то плевок, встал, брезгливо вытер руку и услышал в зале смех. Его приняли в студию при Московском цирке.

- Максим Юрьевич, почему ваш отец стал выступать под своей фамилией, не подобрал себе более звучную или псевдоним, как в случае с Румянцевым-Карандашом?
- В свое время Карандаш просил их с Михаилом Шуйдиным - бессменным партнером - придумать цирковые имена. Они отказались. Многие знаменитые коверные - Берман, Боровиков, Мусин, Вяткин - выступали под своими настоящими фамилиями, и ничего - зрители их любили. Мне кажется, отец внутренне сопротивлялся подмене имени, видел в этом фальшь, хотя рисковал навлечь на себя гнев Карандаша. Другое дело, если у артиста неблагозвучная фамилия, тогда от нее лучше отказаться. Отец рассказывал, что в цирке был борец Жеребцов, который выступал как Верден, знаменитый инспектор манежа Буше в жизни имел фамилию Гнусов, а директор цирка Байкалов по документам значился как Архиреев.
- Цирковой народ очень суеверен. Юрий Владимирович в приметы верил?
- А как же! Никогда не подсчитывал, куда потратит еще не полученные деньги. Верил, что если на открытии сезона первым к билетной кассе подойдет мужчина, аншлаг на всех спектаклях обеспечен. Не грыз на манеже семечки.
- Кто был его кумиром, на кого он мечтал походить? Может, на своего учителя Карандаша, для которого в цирке не было "запретных" профессий?
- Отчасти да. Но был еще один клоун, которым папа восхищался. Алексея Сергеева, Муслю, он считал мастером клоунады. Этот Мусля почти не говорил на манеже, обходился без текста, но умел рассмешить зал с помощью самого простого предмета - палки, мяча, швабры. Некоторые репризы Сергеева папа потом пытался повторить: не вышло. Как этот клоун играл на скрипке! А не знал ни одной ноты. Как-то раз Мусля гастролировал в Сибири, там же оказался с концертом знаменитый музыкант. Оба артиста поселились в одной гостинице, музыкант с утра репетировал, а вечером пришел в цирк. Тут вышел на манеж Мусля со своей старенькой скрипочкой и начал играть ту самую вещь, которую разучивал сосед. Заезжий гость после спектакля кинулся за кулисы: "Вы гений!" Три дня потом никто не мог найти ни того, ни другого. Они заперлись в номере и играли друг другу. Увы, этот клоун плохо кончил, он сильно пил. Отец рассказывал, что случайно встретился с ним в каком-то волжском городке, спросил: "Ну как, больше не пьешь?" - "Только во время переездов". - "А переезжаешь часто?" - "Каждый день". В 1977 году Мусля умер, успев подарить отцу несколько трюков: научил, как вынимать из кармана горящую свечку, вытаскивать изо рта бесчисленное количество яиц, дал рецепт получения газа для надувания воздушных шаров.
- "Зеленый змий" погубил не одного хорошего артиста. Как вашему отцу удалось избежать столь пагубной привычки?
- Он был слишком увлечен работой, чтобы тратить время на выпивку. Пили в основном одинокие артисты, а рядом с ним была моя мама.
- Максим Юрьевич, говорят, что первое свидание ваших родителей сопровождалось весьма трагическими обстоятельствами: Юрий Владимирович, увидев в цирке Татьяну Николаевну, так растерялся, что угодил под ноги лошади и чуть не отправился на тот свет?
- В 1949 году Карандашу для номера понадобилась лошадка-уродец по кличке Лапоть, родившаяся на конюшне "Тимирязевки". К Лаптю приставили трех студенток, чтобы они приучили конька к манежу. Отец увидел одну из девушек, влюбился и пригласил вечером в цирк на представление. И во время спектакля попал под копыта скачущего коня. А дальше все было "как в кино". Врач стал названивать в "скорую": "Алло, приезжайте в цирк, несчастный случай - артист попал под лошадь". "Фамилия?" "Никулин". "Имя, отчество?" "Юрий Владимирович". "Ах!" - оказывается, вызов принимала моя бабушка. На следующий день в "Склиф", куда отвезли отца, пришла студентка, которую он пригласил в цирк. А через полгода они поженились. Я родился, когда отец выступал в Ленинграде, на радостях он все деньги спустил на шампанское и напоил весь цирк.
- Юрий Владимирович - цирковой артист, Татьяна Николаевна училась в "Тимирязевке", насколько мне известно, какое-то время даже руководила клубом собаководства, выступала в цирке, а вы от чего поначалу в журналистику подались?
- На факультет журналистики я поступил из-за того, что знал - там дают хорошее образование и за пять лет можно набраться ума-разума. В школьные годы я здорово хулиганил и учился так себе: мне нравились только литература и русский язык. Помню, в классе у нас таких "несчастных" было двое: я и сын одного известного полярника. Мне все время грозили, что напишут отцу "на гастроли" или "на съемку", а тому - отцу "на льдину".
- Однажды, судя по фильму "Бриллиантовая рука", Юрий Владимирович и вас взял с собой на съемки.
- Дело было летом в Алуште, во время летних каникул. В этом фильме мама сыграла руководителя группы наших туристов, а я мальчика с ведерком и удочкой, которого "Граф" - Андрей Миронов - встречает на острове. По двадцать раз на дню Андрей Александрович бил меня ногой и сбрасывал в воду. А снять сцену все не удавалось, я падал раньше времени. И тут Гайдай схитрил: "В следующем дубле Миронов не будет бить Максима" - а ему шепнул, чтобы он пнул меня посильнее. Помню, от обиды я чуть не захлебнулся слезами и закричал: "Что же вы, дядя Андрей?!" Этот дубль и вошел в картину. Между прочим, в Алуште отца чуть не "похоронили". Уборщица увидела на реквизиторском складе фигуру Семен Семеныча Горбункова, сделанную из папье-маше и прикрытую от пыли простыней, ("двойника" сбрасывали из багажника подвешенного к вертолету "Москвича"), и решила, что артист Никулин на съемках умер. Через час о смерти отца знало полстраны, потому что уборщица по совместительству работала еще и в аэропорту. Хорошо, что мы успели позвонить бабушке в Москву, через день ее уже расспрашивали о подробностях гибели.
- Первую роль в кино вы помните хорошо, а вот о чем был первый журналистский материал? Не о цирке случайно?
- По заданию отдела рабочей молодежи "МК" рассказывал о комсомольском собрании. Скука там была смертная, я все записал, принес редактору. Тот говорит: "Может, оживишь?" Я кое-что добавил, принес снова. Он опять прочитал и заметил: "Читается без отвращения". Особой пользы я газете не принес.
- Так посоветовались бы с Юрием Владимировичем, уж он-то бы подсказал, как из скучной заметки сделать юмореску. У вас у самого как с юмором? Смешную историю "с ходу" припомнить можете?
- Двенадцать лет назад у меня родился второй сын: стирки полно, памперсов в продаже нет. Понадобилась "Малютка" - по тем временам большой дефицит. И я попросил отца позвонить в торг. Оттуда его направили в магазин, где эти злосчастные "малютки" продавались. Он набирает номер телефона, трубку берет директор. Отец представляется: "Я Никулин, не могли бы вы помочь?" "Очень приятно, но у нас все строго по записи". - "Я ветеран войны, может, это учитывается?" - "Вот если бы вы были инвалидом, то мы продали бы вам машинку, а ветеранам не положено". - "Жаль, что не знал об этом раньше, а то обязательно подставил бы под пулю мягкое место".
* * *
За те четыре года, что Максим Никулин работал вместе с отцом, он узнал его больше, чем за всю предыдущую жизнь. В 1997 году, после смерти Юрия Владимировича, директорские кресло занял сын. И сразу многие из тех, кто прежде помогал Никулину-старшему, отвернулись от цирка.
- Вы развернули бурную коммерческую деятельность. Неужели надеетесь окупить спектакли без спонсорской помощи?
- Мы хотим ставить не просто спектакли, а делать зрелище, шоу с роскошными декорациями, хорошей музыкой. Это стоит больших денег, а на билетах много не заработаешь. Во всем мире выручка от их продажи покрывает не больше 35 процентов расходов. Для того чтобы не заниматься коммерцией, цену билета нам пришлось бы поднять до 300 рублей. Каждая программа обходится в 50- 60 тысяч долларов, эти деньги тоже надо где-то найти. Так что приходится крутиться.
- В цирке на Цветном бульваре началась новая программа, на кого пойдут зрители?
- Вы имеете в виду "цуговый" номер? Его в программе нет. Я не могу сказать, что зрители увидят что-то фантастическое, то, чего прежде никто не показывал, но они увидят цирк очень высокого класса. Будут Азиз Аскарян с обезьянами, медведи, лошади. Наша мечта - вернуть в цирк лошадей, к сожалению, хорошие джигиты сейчас наперечет, да и животные стоят дорого - не меньше тысячи долларов. В этом сезоне мы планируем купить 10 лошадей и попробуем восстановить "Штраусиану" Ермолаева. Может, удастся найти деньги на орангутанга.
- Максим Юрьевич, раньше вся страна завидовала России, у которой были Филатов, Кудрявцев, Карандаш, Волжанские, Киссы, Маяцкие. А сейчас даже сами россияне не знают, кто из наших соотечественников получил Гран-при в Монте-Карло. В чем причина?
- Артистов знали потому, что они были раскручены. Сейчас знают Алсу, в которую вложены большие деньги. Цирк в этом плане - искусство некоммерческое. И еще. Мы предлагаем качественный товар, который оценили на лучших площадках мира - в Интер-Гардене, Тигр-Паласе, Дойче-Халле, но российские продюсеры считают, что цирковых артистов можно купить за копейки. А мы работать за гроши не хотим, потому что знаем себе цену.
После интервью я подошла к театральному киоску, чтобы купить билет на вечернее представление. На ближайшую неделю все билеты были проданы.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников