Васильева во вступлении так говорит об идее издания: "У каждого народа - свой Христос. У каждого человека - свой. Явившись на Русь, Он принял черты нашей жизни, сосредоточив ее в Себе и распространив Себя в ней. Христос обрусел благодаря духовным усилиям, религиозному творчеству и судьбе народа. Царь Царей, исходивший в "рабском виде" нашу землю, возник в иконописи и живописи, в храмовой архитектуре, стал героем духовных преданий, устных легенд, пословиц, сказок, литературных произведений. Он определил характер, историю, миропонимание и мораль".
В богато иллюстрированной книге-альбоме представлены многие виды и жанры литературы и изобразительного искусства. Временной и тематический охват поистине впечатляет. Прежде всего объемом проделанной работы, в которой, кроме Л.Васильевой и А.Старостина, принимали участие представители Церкви и писатели, художники и фотографы, музейщики и журналисты.
Но как читателю, особенно неискушенному, ориентироваться в обилии столь разнообразного материала? В этом ему помогут путеводители - икона "Двунадесятые праздники", определяющая содержание двенадцати глав книги, и евангелический свод святителя Феофана Затворника, повествующий о земной жизни Спасителя.
Одна из главных задач издания в том, чтобы показать, как христианство, его идеи и образы воплотились в отечественной словесности. Перелистывая книгу, мы видим, что практически вся наша литература от Гавриила Державина до Юрия Кузнецова в той или иной степени находится в русле этой традиции. Понятно, что для писателей "золотого" и "серебряного" веков и тех, кто после революции оказался в эмиграции, христианство - воздух, которым они дышали, органичная среда, определявшая образ жизни, строй мыслей и чувств каждого. Но и у тех, кто творил в период официального атеизма, слишком чувствовалось то, что мы сегодня называем (прости, Господи) менталитетом. Как замечает автор "Вступления", в то время "Христос входил в литературу образами природы, вечностью нравственных критериев любви к ближнему и к Родине. Запрет проникать в конкретную евангельскую тему нередко порождал в авторах подсознательное ощущение Божьего промысла: общество сгибало личность, а душа тянулась к Богу".
И все чаще тянет в лес осенний,
где размыты тропы и пути,
стать под серым небом на колени
и сказать:
- За все меня прости...
Еле слышный голос отзовется,
в помутневшем воздухе замрет,
и дождинка по щеке прольется,
и зарница в облаке блеснет.
Это из стихотворения Ларисы Васильевой, которое завершает раздел "Молитвы русских поэтов".
"Мы кладем книгу-альбом "Христос на Руси" к подножию монумента Его двухтысячелетнего торжества",- пишет Лариса Васильева. Ей удалось это сделать накануне и своего юбилея, с которым мы искренне поздравляем красивую женщину, замечательную поэтессу, великую труженицу, постоянного автора "Труда" и надеемся на новые встречи с нею на наших страницах.