ТАЙНАЯ МИССИЯ "ДЖОНА БЕРРИ"

Вот уже второй год "Консорциум океанических исследований", возглавляемый йеменским шейхом Ахмедом Фаридом, ведет в Аравийском море работы по подъему груза с затонувшего здесь в августе 1944 года американского транспортного корабля "Джон Берри". На оснащение исследовательского судна "Флекс ЛД" дорогостоящим поисковым и грузоподъемным оборудованием, обеспечение работы 60 моряков и археологов, по оценке западной прессы, израсходовано уже около 7 миллионов фунтов стерлингов. Что же с таким размахом (и затратами) ищут в морских глубинах подручные шейха?

ПОДАРОК РУЗВЕЛЬТА
О транспортном корабле ВМС США "Джон Берри" в исторической литературе о второй мировой войне есть лишь краткие сведения. Это один из десятков океанских "грузовиков" типа "Либерти", тянувших, как говорится, всю войну воз поставок по ленд-лизу. 28 августа 1944 года "Джон Берри" под командованием Джозефа Эллервалда выполнял какое-то секретное задание недалеко от побережья Омана. В 10 часов вечера по местному времени корабль был торпедирован немецкой подводной лодкой и затонул. Чем он был гружен? Куда направлялся? Об этом официальные источники хранят молчание вот уже более 55 лет.
Но вскоре после окончания войны в западную печать начали просачиваться интересные и даже весьма экзотичные свидетельства очевидцев. Все они обобщены в книге Джона Бизанта "Серебро для Сталина", недавно вышедшей на Западе и еще не переведенной на русский язык. Автор утверждает, что "Джон Берри" выполнял тайную миссию, порученную президентом США Ф.Рузвельтом, по доставке в Советский Союз секретного подарка Сталину в виде двух тысяч тонн серебра в слитках.
По версии Дж.Бизанта, во время Тегеранской конференции в 1943 году Рузвельт вел тайные переговоры с "дядюшкой Джо" о финансовой помощи взамен на уступки в ходе грядущего раздела зон влияния в послевоенном мире. Результатом этих переговоров и стало снаряжение "Джона Берри" в дальний вояж. 4 июля 1944 года транспортный корабль якобы загрузили двумя тысячами тонн серебряных слитков на 39-м нью-йоркском причале, полностью блокированном в тот момент полутора сотнями агентов ФБР.
Версия прикрытия подразумевала, что "Джон Берри" зафрахтован для доставки в Саудовскую Аравию серебряных монет на сумму 300 тысяч фунтов стерлингов (по курсу 1944 года), предназначенных для приобретения прав американских фирм на послевоенную добычу нефти. Поэтому 10 июля уже на другом причале и без особых мер секретности океанский "грузовик" взял на борт "официальный" груз - 750 деревянных ящиков с тремя миллионами арабских реалов серебряными монетами. Во второй половине июля корабль влился в караван судов, шедших в Египет через Гибралтар и Средиземное море. Через месяц конвой достиг Порт-Саида. Далее "Джон Берри" уже в одиночку прошел Суэцким каналом в Аденский залив и взял курс на Абадан. Оттуда "серебро Сталина" планировали по сухопутью грузовиками доставить через Ближний Восток в СССР. Беспрецедентная секретность операции объяснялась тем, что Рузвельт якобы не хотел даже союзникам открывать свои планы на послевоенное влияние в мире.
СЛУЧАЙНАЯ АТАКА
Перепроверяя информацию, изложенную в книге Дж. Бизанта, я встретился с капитаном 2 ранга в отставке Александром Сурпиным, который в свое время по линии разведки ВМФ занимался изучением обстоятельств гибели "Джона Берри". Вот что он рассказал:
- Официально нам никто и никогда не говорил о том, что на "Берри" находилось две тысячи тонн серебра для России (в сегодняшнем исчислении это эквивалентно двумстам миллионам фунтов стерлингов). Однако то внимание, которое уделялось руководством разведки ВМФ всему, что связано с потоплением этого корабля, наводило на мысль о его особой миссии. Что нам удалось выяснить?
28 августа 1944 года "Берри" совершенно случайно был обнаружен примерно в 130 - 150 милях от побережья Омана немецкой подводной лодкой U-859 под командованием капитан-лейтенанта Й.Йебсена, которая вела здесь "свободную охоту" на транспортных коммуникациях. Кстати, у этой подводной лодки короткая, но интересная боевая биография. Она была спущена на воду в июле 1943 года. Совершила всего один боевой поход в марте-сентябре 1944 года, во время которого потопила три американских транспорта, в том числе "Берри". 23 сентября 1944 года она была потоплена в Малаккском проливе британской субмариной "Тренгант". В 1964 году U-859 подняли. В ней обнаружили 32 тонны ртути. Оказалось, субмарина одновременно с ведением боевых действий транспортировала стратегический груз в Японию. Так во всяком случае свидетельствовали корабельные документы.
В свое время мне довелось ознакомиться с показаниями бывшего обер-лейтенанта Хорста Клатта, чудом спасшегося члена экипажа U-859. Он подтвердил, что именно эта субмарина атаковала "Джона Берри" 28 августа 1944 года. В тот момент, по утверждению Клатта, ни командир Йебсен, ни экипаж ничего не знали о ценном грузе на судне.
СЛИТКИ ПОКА В ПУЧИНЕ
Приведу еще одну цитату из книги Джона Бизанта: "Согласно американским законам о свободе информации, архивы США открыты для любого исследования, но часть документов, имеющих отношение к миссии "Джона Берри", из фондов кем-то изъята. Так что многие детали этой истории уничтожены. Вашингтон не желает ни подтверждать, ни отрицать существование этих серебряных слитков".
Однако кое-что стало приоткрываться с другой стороны. Занявшись расследованием слухов и всевозможных свидетельств очевидцев, шейх Фарид вышел на бывшего офицера английских спецслужб Дика Симмонса и профессионального спасателя-поисковика Кейта Дессопа, которые выудили в немецких архивах координаты "Берри" на момент пуска с U-859 первой торпеды.
Шейх снарядил экспедицию на судне "Флекс ЛД". С помощью мощного гидролокатора "Берри" удалось обнаружить. 50-тонная гидравлическая захватная установка с дистанционным управлением вспорола один из трюмов судна и подняла на поверхность большую часть арабских серебряных реалов на сумму в два миллиона фунтов стерлингов. "Сталинского серебра" в слитках пока не обнаружено. Но местная пресса полна бодрыми прогнозами: дескать, в ближайшее время шейх обязательно найдет и поднимет серебро советского диктатора.