В БОРЬБЕ СО СТИХИЕЙ ГЕРМАНА ПРОРВАЛО

В начале лета в Кронштадтской бухте на берегу Финского залива были выстроены уникальные исторические декорации для картины Алексея Германа по фантастическому роману братьев Стругацких "Трудно быть богом". Инопланетное королевство представляло собой странный симбиоз скандинавских бревенчатых построек на высоких сваях и древнерусского северного декора.

В клетях поселили овец, свиней и даже дойную корову. Ничего бутафорского здесь нет: медные котелки, огромные чугунные чаны, могучий деревянный трон, даже холодное стальное оружие - все подлинное.
В течение каждого съемочного дня многочисленная массовка одевалась в кожаные костюмы, высокие ботфорты, шерстяные вязаные накидки и, загримировавшись, слонялась по съемочной площадке и ближайшим окрестностям в ожидании, когда же наконец появится мэтр. Обычно съемки начинались с заходом солнца, и уродливые лица с провальными, перекошенными ртами, вывернутыми ноздрями и бугристой, сморщенной кожей смотрелись жутко в сумерках. Это как раз и нужно было Алексею Герману для создания мистической атмосферы ирреального мира, наполненного страхом и кошмарами.
Но капризная муза не всегда посещала известного кинорежиссера. Приезжая на площадку, он часто находил какие-то неполадки в работе обслуживающего персонала, тут же цеплялся за них и в гневе уезжал обратно в Петербург. А дни шли и шли, погода портилась, подступала осень, принося с собой шквальные ветры, дожди и, в конце концов, наводнение. И тут Алексея Германа словно прорвало. Экстремальные обстоятельства подхлестнули творческое воображение кинорежиссера, и в борьбе со стихией он стал снимать одну сцену за другой. Вот и разберись в загадочной душе русского художника. Когда все спокойно - он тянет время, что-то ищет, сомневается, а как только припрет - непонятно откуда и силы берутся, и начинают "дышать почва и судьба".