ГЕНПРОКУРОР В РОЛИ ОБВИНИТЕЛЯ

В Махачкале продолжается судебный процесс над одним из главарей чеченских боевиков Салманом Радуевым и его тремя подельниками. Главным обвинителем выступает Генеральный прокурор страны, чего не было в России уже многие годы. Комментаторы и аналитики, специализирующиеся на разгадывании политических подтекстов, чуть ли не сломали головы, пытаясь объяснить общественности это значимое событие. А ведь за всем этим стоит простая мысль: в России впервые судят террориста такого уровня - не отстреливают, подобно израильскому МОССАДу, не загоняют втихую на сибирский лесоповал, подобно сталинским "тройкам", а открыто квалифицируют деяния преступника перед лицом его жертв.

Череда громких скандалов, расследований и уголовных дел, еще недавно будораживших некоторые федеральные министерства и ведомства, также дала пищу умам, алчущим тайн и закулисных интриг. Аналитики в "осведомленных кругах" заговорили о том, что президент намерен почистить ряды российской власти. Но реальная ситуация опрокидывает все хитроумные композиции политтехнологов. Был объявлен в федеральный розыск олигарх Борис Березовский. Потом Генеральная прокуратура утвердила обвинительное заключение Антону Титову - главному финансисту компании "Медиа-МОСТ", уведшему на заграничные счета 5 миллиардов рублей - кредит "Газпрома".
Генеральная прокуратура сообщила об окончании расследования уголовного дела в отношении важного чиновника из Центробанка. Александру Алексееву инкриминируется превышение должностных полномочий: банкир выдавал государственные кредиты "СБС-Агро", не заботясь о соблюдении требований ЦБ. Таким образом государство потеряло более 5 миллиардов рублей.
И вновь происходящее пытаются втиснуть в рамки надуманных версий. При этом совершенно не обращается внимания на другие факты, открытые для широкой общественности. Скажем, в 2001 году Генеральная прокуратура провела многочисленные проверки по фактам нарушения прав граждан, в том числе в Чечне. Глава ведомства Владимир Устинов впервые открыто назвал некоторые действия федеральных сил в этой республике преступлениями против мирных граждан, особенно в ходе специальных операций - так называемых "зачисток".
Генеральная прокуратура, пожалуй, впервые открыто назвала коррупцию в России одной из форм организованной преступности и начала с ней открытую борьбу. По данным правоохранительных органов, коррумпированными преступными группировками контролируется до 60 процентов отечественных предприятий. Полученные средства в основном уводятся в оффшорные зоны - ежегодно до 20 миллиардов долларов. В прошлом году органы прокуратуры выявили 55 тысяч преступлений, совершенных чиновниками с использованием своего служебного положения. Порядка 15 тысяч должностных лиц уже коротают время на нарах. О статистике нынешнего года станет известно позже. А пока идет ежедневная работа по расследованию преступлений, сбору доказательств, подготовке обвинительных заключений.
Истинная подоплека зачастую бывает незамысловатой. Нынешний российский президент неоднократно открыто заявлял о своих намерениях построить в России правовое общество. Во исполнение этого Генеральная прокуратура без лишнего шума и громких сообщений о чемоданах с компроматом завершает старые уголовные дела и расследует новые правонарушения, невзирая на уровень и заслуги нарушителей. Так случилось, что прокуратуре удалось довести до предъявления обвинений и до суда несколько громких расследований одновременно. И не потому, что, как полагают "осведомленные и искушенные" знатоки политического закулисья, пришло время казнить или миловать, а просто в силу логики нормальной следовательской работы.
В России должна же наконец установиться диктатура закона - единого для всех ее граждан.