КОЛЛЕКЦИЯ ШЕМЯКИНА

Михаил Шемякин был выслан из СССР еще в 1971 году. Он не был диссидентом в общепринятом смысле этого слова, все его "прегрешения" перед советской властью заключались в том, что художник активно интересовался мировым изобразительным искусством, в частности, авангардными течениями, в то время как его поколение усердно воспитывали исключительно на Саврасове, Репине, Шишкине, Айвазовском...

- Я искренне любил и люблю русскую художественную классику, - говорит Михаил Шемякин. - Но ею не исчерпывается многообразие художественных течений, которые существуют в мире. Оказавшись на Западе, я буквально с головой окунулся в океан современного искусства. Везде где мог скупал альбомы, журналы, посвященные живописи, скульптуре, дизайну. Параллельно на рынках, в антикварных магазинах приобретал всевозможные предметы старины - от простых стеклянных и фарфоровых солонок до самых авангардных вещей. Так формировалась моя коллекция.
Сегодня в уникальной коллекции, которую Михаил Шемякин собирал на протяжении 40 лет, - около 2 миллионов (!) единиц хранения. Это бесценный фонд изобразительного материала, художественных форм, собранных по всему миру. Здесь редкие книги, картины, посуда, мебель, черепа, канделябры, скелеты, кувшины, графины... И вот всем этим богатством художник решил поделиться с теми, кто интересуется искусством: отныне на канале "Культура" по понедельникам будет выходить авторский проект "Воображаемый музей Михаила Шемякина". Каждая телепрограмма будет посвящена одной из тем его огромного собрания, например: "Гримаса", "Автопортрет", "Череп в искусстве", "Образ смерти в живописи"...
- Развитие российской живописи, скульптуры, - говорит художник, - тормозится нехваткой знаний об искусстве, о природе творчества. Впрочем, это беда не одной только России. Зайдите в самый изысканный американский или европейский книжный магазин, там вы всегда найдете альбом, посвященный Леонардо да Винчи, Брейгелю, Сальвадору Дали. Но при всем желании не отыщите ни одной монографии на тему, скажем, "Шар в искусстве", "Рука в изобразительном искусстве", "Анатомия и скульптура"... А без таких исследований искусству трудно развиваться. Надеюсь, мои передачи помогут творцам, особенно из российской глубинки, хоть частично преодолеть образовательные пробелы, а многих, уверен, заставят отказаться от мысли заново изобретать велосипед.
- Ясно, что ваша передача станет бесценным пособием для студентов творческих вузов, художников. А в какой мере вы рассчитываете на интерес массовой аудитории? - спрашиваю у Шемякина.
- Такой вопрос, разумеется, имеет право на жизнь. Но я на него так отвечу. Когда я впервые на основе своей коллекции делал в Америке выставку "Шар в искусстве", то боялся, что она вызовет интерес лишь у специалистов. Но на нее приходили целыми семьями, причем это были не только горожане, а и простые фермеры. По три-четыре раза приходили дети - они были в восторге от того, что, например, человека можно изобразить в виде шара, "собрать" человека из шаров. Конечно, тема "Вертикальная линия в абстрактном искусстве" вряд ли может привлечь массовую аудиторию, но, скажем, разговор на тему "Сюрреализм и магия в искусстве" будет интересен многим.
Пока к эфиру готовятся 12 передач цикла, в которых Михаил Шемякин выступает автором и телеведущим. Отличный рассказчик, полемист, в чем я убедился, предварительно посмотрев несколько его программ, он сопровождает свои лекции богатейшим изобразительным материалом, включая эксклюзивные съемки в престижнейших музеях мира, натурные съемки в своем американском поместье-музее. Телезрители увидят памятники скульптуры и архитектуры в Париже и Санкт-Петербурге, редчайшие репродукции ныне утерянных картин, уникальные работы мастеров прошлого и их трансформации, сделанные самим художником. Перед публикой предстанет новый Шемякин - философ, просветитель, историк и теоретик искусства, удостоенный, кстати, пяти докторских степеней. А в качестве неутомимого практика искусства Михаил Шемякин уже к февралю должен сдать для Мариинки эскизы декораций и костюмов для двух новых балетов, в постановке которых примет участие как режиссер. К этому его подтолкнул шумный успех "Щелкунчика" на сцене той же Мариинки. В более отдаленных планах Шемякина - памятник Владимиру Высоцкому в Ярославле, памятник Праведникам мира, анимационный фильм "Гофманиада" и многое, многое другое. Творческая коллекция Михаила Шемякина все время пополняется.