НАС ЗАЖДАЛИСЬ В ПАРИЖЕ

В понедельник капитан команды Шамиль Тарпищев и Евгений Кафельников прибыли в столицу

В понедельник капитан команды Шамиль Тарпищев и Евгений Кафельников прибыли в столицу крошечного княжества. Здесь к ним присоединился Марат Сафин, постоянно живущий в Монте-Карло. Тут у него квартира, любимые рестораны и развлечения. Чтобы поселиться в этом финансовом раю, где жизнь безумно дорога, но зато налоги до неправдоподобия низки, надо быть человеком состоятельным. Коттеджи, дворцы и замки в Монако - на любой вкус, но самая дешевая однокомнатная квартирка обойдется, как я выяснил в этот свой приезд, минимум в 300 тысяч долларов.
Марат, потерпевший три поражения на супертурнире в Шанхае, возвратился в княжество невеселым. Получено "всего" 90 тысяч долларов, и поугасло желание играть. Сафин взял короткий тайм-аут, чтобы прийти в себя. А помогут ему обрести веру в себя, столь необходимую накануне матча с французами, помощники капитана Тарпищева - два знаменитых Андрея: Черкасов и обосновавшийся в Париже Чесноков.
В полном распоряжении российской сборной хорошие земляные корты. Аналоги тех, что сейчас укладывают в парижском Дворце спорта, но открытые. Повезло и с погодой. Две недели в Монте-Карло лил дождь, лишь в субботу наконец распогодилось:17 градусов, некоторые смельчаки не только загорают на Лазурном берегу, но и рискуют окунаться в синее море.
Ну а третий номер нашей сборной Михаил Южный предпочитает готовиться дома, в Москве. У Миши побаливает спина и тут не обойтись без пригляда помощи врача. Вся команда соберется в Париже вместе лишь 24 ноября в отеле "Софитель-Берси", в двух шагах от Дворца спорта. Напомню, что наш четвертый номер - сочинец Андрей Столяров. Правда, в этом году выступает он на редкость неудачно.
Об этом и говорили мы на импровизированной пресс-конференции, а точнее, дружеской встрече с обладателями Кубка Дэвиса 1991 года - легендами французского тенниса Янником Ноа и Анри Леконтом. Янник одно время даже был капитаном сборной. Правда, потом увлекся музыкой, выпустил несколько дисков, сейчас готовится к премьере очередного альбома. И потому доверил свой пост капитана товарищу по еще той победной команде Ги Форже.
Так вот, Ноа уверен, что шансы его друзей все же предпочтительней. Твердо назвал мне причину:
- У вас короткая скамейка. Стоит одному из двух первых номеров расслабиться, получить травму, просто заболеть - и команда уже играет "на острие ножа". По рейтингу вы сильнее, но игра идет не на бумаге, а на грунтовом покрытии, к которому мы, французы, приучены с молоком матери. Его уложат в "Берси" специально по нашему заказу, вам к нему приспособиться сложнее.
- Как бы вы оценили шансы в процентном соотношении?
- Я не особенно люблю математику. За четыре последних года наша команда трижды играла в финале. Игроки очень дружны между собой. Они рвутся в бой, и, заметьте, все пятеро - Себастьян Грожан, Арно Клеман, Фабрис Санторо, Николя Эскюде и впервые приглашенный в сборную пока запасным, Поль-Анри Матье - могут заменить, подстраховать друг друга.
Приблизительно о том же говорил мне и немногословный Анри Леконт:
- Все может решиться уже во второй день. Тот, кто выигрывает пару, по-моему, побеждает и в матче. Кафельников и Сафин - великие игроки. Но хватит ли у них, особенно у Евгения, сил на все три дня?
Французская сборная сначала провела короткий сбор на открытых земляных кортах "Роллан Гарроса" в Париже. Затем в начале недели, чтобы избежать назойливых атак обезумевшей прессы, переехала "в глушь, в Саратов", то бишь в тихий городок Роанн в 450 километрах от столицы. Судя по сообщениям местных газет, команду сопровождает толпа тренеров, врачей, массажистов, официальных лиц.
Между прочим, за то, что обе команды находятся в равных условиях, живут вдали от Парижа, и начнут тренировки в "Берси" одновременно, нам надо благодарить... фигуристов. Их турнир "Трофе Лалик" - четвертый этап мировой серии Гран-при - завершился вечером в воскресенье. Чтобы растопить лед, потребуется определенное время, и лишь на третий день начнется укладка земляных кортов "под сборную хозяев".
Ну а мы все же вернемся на миг в Монте-Карло. Встреча с Ноа и Леконтом стала возможной благодаря традиционному "Турниру Сениоров" - знаменитых теннисистов прошлого. Выиграл его 34-летний чех Петер Корда, с трудом победивший настоящего ветерана - Джона Маккинроя, 43 лет от роду. Неулыбчивый Джон сквернословил, как в лучшие молодые годы. И не согласился дать мне свой прогноз на финал Кубка Дэвиса, почему-то припомнив свою давнюю на нас обиду: в один из его приездов в Россию Джона называли по сложившейся в России чудной традиции Маккинроем, а не Маккинроу, как это принято во всем мире. Так что какие уже тут комментарии...
Неистовый Маккинрой покрикивал даже на царственную особу - наследника монакского престола Альбера. Тот привычно не обижался, и король тенниса вместе с принцем выиграли турнир пар.
Знакомые журналисты из Монако поведали, что ни Джон, ни Леконт с Ноа и Бьорном Боргом не получают призовых за победы. В Монако им платят за одно лишь участие. Крупные суммы хранятся в глубокой тайне.
Зато точно известно другое. Вот уже полтора десятка лет Янник Ноа благородно переводит десятки тысяч долларов в благотворительную организацию "Дети Земли", которую темнокожий Янник создал вместе со своей белой мамой. В небедном Монако Ноа провел фантастический аукцион. Все вырученные деньги пошли его детскому фонду. За футболку знаменитого итальянского голкипера Буффона выручено 15 тысяч евро. Ракетка Маккинроя потянула аж на 40 тысяч. Но всех перещеголял пилот "Формулы-1" Кулхард. Никогда в жизни не смог бы представить, что подписанная им относительно скромная афиша ушла в коллекцию неизвестного мецената и благотворителя за 50 тысяч евро. Неужели в Монте-Карло автогонки ценят больше тенниса?
В Монако - быть может. А в более демократичном Париже - уж точно нет. Дворец "Берси" вмещает около 16 тысяч зрителей. Но лишь 3900 билетов было пущено в открытую продажу, остальные уже каким-то образом обрели своих владельцев. Ажиотаж вокруг касс - страшенный. Билеты по европейским понятиям не слишком и дорогие - от 36 до 61 евро. На кассах таблички, здорово напоминающие советские времена: "Одному человеку продается только по два билета на каждый из трех дней соревнований". И все разошлось за 3 часа!