ПУТЕМ ЛУКАВОГО ПРИЕМА

Накануне выборов всякий претендент на властное кресло ищет способы повысить свой рейтинг в глазах избирателей. Для этого, помимо всего прочего, надо найти какую-нибудь опасность для населения страны и грудью встать на ее пути. Бороться с бедностью или коммунальными проблемами скучно, потому что этим занимаются все. Куда интереснее найти что-то оригинальное, а еще лучше такое, что может принести реальные деньги. В славном городе Тюмени одна из общественных организаций такой выгодной темой посчитала пивной алкоголизм.

В октябре в мэрии Тюмени состоялось совещание "круглого стола" под наукообразным названием "Пивной алкоголизм в детской подростковой среде". Организовала его областная организация "Общество против наркотиков" во главе с председателем Юлией Пановой.
Как сообщалось в пресс-релизах, "обсудить проблему собрались ученые, медицинские работники, представители городской власти, различных объединений". Поводом для встречи стала якобы тревожная ситуация с алкоголизмом, на которую в последнее время перестали обращать внимание.
Повторять все, что произносилось на заседании, не имеет смысла, желающий может найти в Интернете все аргументы участников "круглого стола". Интересней результат заседания. Решив, что с пивом беда, а его реклама вредит подрастающему поколению, участники заседания поручили организации-устроителю изготовить антипивные телеролики. Вот тут-то, вероятно, и лежит причина этого мероприятия.
Специалисты утверждают, что не бывает ни пивного, ни винного, ни водочного алкоголизма. Есть алкоголизм во всей своей неприглядности и трагичности. И что касается "пивного алкоголизма" - это не более чем миф. Нет такого медицинского термина, и никогда не было. Сами докладчики признавали, что цифры, которыми иллюстрировалась проблема, относятся к алкоголизму в целом.
В качестве очередного доказательства в пользу пива можно, например, привести мнение заведующего поликлиническим отделением, главного нарколога Тюмени Владимира Петровича Пушкарева: "Всемирная организация здравоохранения использует только термин "алкоголизм".
И надо ли делать акцент на пиве, когда другие напитки содержат гораздо большее количество алкоголя?
В общем-то все давно известно. И уже не раз сказано, что проблема алкоголизма на государственном уровне решается комплексно с учетом опыта антиалкогольных кампаний, как российских, так и зарубежных. В процессе разработки находится "Концепция государственной алкогольной политики в Российской Федерации". В ней-то как раз говорится об изменении отношения россиян к алкоголю, формировании культуры его потребления и, что самое главное, о переходе на так называемую "южную" схему потребления алкогольных напитков, когда люди в массе своей (75 процентов) употребляют слабые напитки.
Вот тут-то и таится главная причина, вызвавшая данное мероприятие.
Как выяснили местные журналисты, в число партнеров организации "Общество против наркотиков" входят руководители трех крупнейших в Тюменском регионе производителей крепких спиртных напитков. Все они были представлены на "круглом столе", в отличие от производителей критикуемого напитка. Делегат от пивоваров был всего один, да и тот пришел без приглашения, случайно узнав о мероприятии.
Смешно после всего этого говорить о том, что кто-то из тюменских общественников всерьез борется с алкоголизмом. Вопрос исключительно в том, кому выгодно. С таким же успехом на деньги производителя таблеток "экстази" некие "борцы" могли бы говорить о вреде кофе и прочих тонизирующих напитков.
Однако устроители мероприятия пошли еще дальше. Сразу после "круглого стола" в адрес пивоваренных компаний поступили письма. В одном из них авторы выражали благодарность за то, что представитель компании был на "круглом столе", хотя, как уже сказано, приход пивоваров не был запланирован устроителями. В другом же письме президент упомянутого общества Вячеслав Мурахин без всякой мотивации предлагал помочь деньгами "на развитие автозвукового спорта в г. Тюмени". Какое отношение соревнования владельцев акустических автомобильных систем имеют к борьбе с наркотиками, понять сложно. Зато очень легко понять причину, по которой после того, как пивовары отказали в поддержке, материалы о "круглом столе" появились в центральной прессе. По-простому это называется шантаж.
Как стало известно, тюменские борцы с наркотиками решили принять участие в выборах. Тут уж деньги тем более не помешают, а взамен можно побороться за интересы спонсоров. Вот дали бы пивовары денег, выступили бы тюменцы единым фронтом против той же водки.
К слову, еще в апреле они этим и занимались. В рамках акции "За трезвое будущее" Вячеслав Мурахин призывал выявлять факты продажи крепких алкогольных напитков и табака лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста. С владельцами магазинов, где зафиксировано нарушение закона, надлежало проводить "воспитательную" работу.
Активисты с видеокамерами ходили по магазинам и ловили нарушителей, грозили отъемом лицензии и... просили денег на помощь детям. Прошло несколько месяцев, и водочники вместе с "борцами" выступают в едином фронте против пива, а у пивоваров просят денег на спорт. Схема жесткая. Грядут выборы, и тут кто заплатит - тот и на коне.