"ЖИВОЙ" НЕ ВЗЯЛ "ВОЛОКОЛАМСКИЙ РУБЕЖ"

Завершился III Международный фестиваль военно-патриотического фильма имени Сергея Бондарчука "Волоколамский рубеж". Этим кинофорумом в Подмосковье стартовали торжества, посвященные 65-летию разгрома фашистских войск под Москвой.

Волоколамск выбран местом проведения фестиваля не случайно. Старейший город Московского княжества был тем форпостом, который не могли миновать иноземные захватчики, идущие на приступ столицы. Здешняя земля хранит память о многих сражениях. В одном из таких мест - у разъезда Дубосеково, где в ноябре 1941-го стояли насмерть 28 героев-панфиловцев, - прошла церемония открытия фестиваля.
А в мирное время в окрестностях этого города Сергей Бондарчук снимал батальные сцены киноэпопеи "Война и мир". Потому-то форум и назван его именем. Кстати, президент "Волоколамского рубежа", вдова знаменитого режиссера актриса Ирина Скобцева на фестиваль не приехала, сказавшись больной. Не появилась в Волоколамске и ее дочь Алена Бондарчук, которая должна была вести церемонию открытия. Очевидно, треволнения из-за недавней премьеры "Тихого Дона", неоднозначно принятого зрителями и критикой, сказались на боевом духе этой кинематографической династии.
В отличие от других киносмотров, "Волоколамский рубеж" не требует от представленных в его конкурсе художественных фильмов "права первой ночи". Некоторые из них уже получили солидные награды на других фестивалях, собрали неплохие деньги в прокате. Тем сложнее было работать жюри под председательством известного композитора Евгения Доги: надо было закрывать глаза на "былые заслуги" конкурсантов. В результате Гран-при достался фильму режиссера Михаила Сегала "Франц + Полина", рассказывающему о геноциде белорусов в годы оккупации. А исполнительница роли крестьянки Полины, юная москвичка Светлана Иванова, признана лучшей актрисой. Спецприз жюри "за воплощение темы нравственной красоты человека" был присужден фильму "Полумгла" Артема Антонова, повествующему о непростых взаимоотношениях пленных немцев и жителей глухой таежной деревушки.
Второй Гран-при получила документальная картина Марии Соловцовой "Последняя вахта". Речь в ней идет об аварии атомной подлодки К-219 в октябре 1986-го у Бермудских островов. Тогда советское командование сделало вид, что ничего не случилось. И лишь спустя 11 лет, когда американцы сняли об этих событиях игровой фильм "Враждебные воды", наши генералы "вспомнили" о трагедии, как-то позаботились о пострадавших, а родителям матроса Сергея Преминина, ценою своей жизни спасшего десятки своих товарищей, передали звезду Героя России, присвоенную их сыну задним числом.
А вот фавориту проката военной драме "Живой" Александра Велединского не дали даже никакого утешительного диплома. Очевидно, членам жюри - людям в основном преклонного возраста - проблемы современных воинов показались не столь важными. Провинциальных же зрителей просто покоробило обилие мата в "Живом", поскольку свой приз зрительских симпатий они отдали идеологически выверенному "Прорыву", снятому Виталием Лукиным все на ту же тему чеченской войны.
Скромный бюджет фестиваля тем не менее позволил устроителям сделать все фестивальные сеансы бесплатными. Кроме кинотеатров Волоколамска, показы фильмов и встречи с их создателями прошли в Истринском районе, поселках Лотошино, Шаховская и городе Руза.