СЕРГЕЙ ЖИГУНОВ: "Я НЕ ОТТЕЛО, Я ДРУГОЙ"

Актер, продюсер и телеведущий Сергей Жигунов представил на суд зрителей свою новую работу - авантюрную комедию "Шекспиру и не снилось", в которой задействованы звезды народного сериала "Моя прекрасная няня". У героя Жигунова, неудачливого мошенника, любовь с героиней Анастасии Заворотнюк - смелой и чертовски обаятельной молодой особой в красной шляпке. В творчестве популярной пары в последнее время вообще все сплелось и спелось: музыка, танцы, смех, слезы, боевики, мелодрамы, любовь, работа...

Впрочем, у каждого из них есть и своя территория: Заворотнюк вместе с Юрием Николаевым ведет шоу на канале "РТР" "Танцы со звездами" и "Звезды на льду", а Сергей Жигунов вместе с актрисой Олесей Железняк, которая играет подружку героини Заворотнюк в сериале "Моя прекрасная няня", возвращает из творческого небытия участников программы "Ты суперстар" на канале НТВ. Как удается Сергею Жигунову быть причастным к "самому-самому", об этом он поведал "Труду".
- Сергей Викторович, похоже, вы вернули в своем фильме романтическому герою не только шпагу, шляпу с пером, но и забытую сегодня отвагу. Думаете, бедные рыцари, даже захваченные вихрем шекспировских страстей, способны увлечь массового зрителя?
- Вообще-то Шекспир в нашей комедии ни при чем. Просто мой герой и его веселая компания приезжают в провинциальный театр, чтобы сыграть трагедию Шекспира "Отелло". Но поскольку они не настоящие артисты, а мошенники, то и от пьесы "Отелло" в их исполнении не осталось ровным счетом ничего.
Я вряд ли стал бы играть эту роль, если бы не тот актерский ансамбль, на котором в свое время держался сериал "Моя прекрасная няня", а теперь держится и эта комедия. Более того, эту историю я решил экранизировать только ради того, чтобы еще раз все мы - Борис Смолкин, Анастасия Заворотнюк, Ольга Прокофьева - собрались вместе и подурачились. Причем в картине "Шекспиру и не снилось" я попытался сохранить некую структуру взаимоотношений героев "Моей прекрасной няни", и это, кажется, получилось. В новом фильме я сохраняю все черты характера продюсера Максима Шаталина из "Моей прекрасной няни", кардинально поменяв только род его деятельности: он главарь банды жуликов, грабящей квартиры. Причем, если к Максиму Юрьевичу фортуна благосклонна, то от моего мошенника она отвернулась.
- Сергей Викторович, а не намекаете ли вы на то, что всякий продюсер обязательно немного жулик?
- Я бы сказал так, что каждый из нас, современных продюсеров, неоднократно побывал в шкуре гоголевского Хлестакова с его желанием приврать, необходимостью изворачиваться, заискивать перед чиновниками... А мой герой и его банда и вовсе попадают в ситуацию, аналогичную той, в которой оказывается Хлестаков, - их принимают не за тех, кто они есть на самом деле. Когда обман раскрывается, на этом приключения героев не заканчиваются, как это было в "Ревизоре", а начинается такая вакханалия, цыганщина, свистопляска, что просто диву даешься, как же нас угораздило все это сотворить. Кстати, и шоу "Ты суперстар", ведущим которого я являюсь, задумывалось по аналогии с лучшими фильмами Эмира Кустурицы - с его смешением жанров, стилей, интонацией...
- Подобным откровением вы рискуете угодить в разряд чересчур уж предприимчивых людей, не пропускающих мимо себя ни одной интересной идеи. Ведь и стратегию программы "Ты суперстар", разработанную продюсерами Иосифом Пригожиным и Домеником Джокером, вы виртуозно внедрили в картину "Шекспиру и не снилось"...
- Замечу, что картина была снята весной, когда программы "Ты суперстар" еще не было и в помине. Хотя мораль - не все то золото, что блестит (кстати, это сказал Шекспир), - объединяет программу "Ты суперстар" и картину "Шекспиру и не снилось". Судите сами: на некоторых участников шоу "Ты суперстар" обрушилась ранняя, не совсем заслуженная слава, которая в итоге их и погубила. Да и героев фильма "Шекспиру и не снилось" принимают с почетом и аплодисментами, хотя они вытворяют форменное безобразие с пьесой Шекспира. Но поскольку они выступают под маркой столичных звезд, то у публики не возникает сомнений насчет того, что ее нагло обманывают.
- Выходит, прав был Гоголь, утверждая, что наша публика - дура?
- В гоголевские времена публика была более доверчивой, потому что не было телевизора. Тогда любые шарлатаны могли выдавать себя за знаменитых артистов, потому что мало кто в провинциальных городах знал, как эти знаменитости выглядят в действительности. Сейчас "великим комбинаторам" приходится изощряться в методах надувательства публики, но с помощью технического прогресса это удается. Та же фонограмма, под которую поют артисты, - разве это не обман, не жульничество? - Сергей Викторович, но вы как раз не осуждаете участников шоу "Ты суперстар", а по возможности защищаете их от нападок судей. Признайтесь, это ваша человеческая позиция или всего лишь новая роль этакого благожелательного и лояльного ведущего?
- Нет, это не по сценарию. Если бы все, что я говорю в качестве ведущего шоу, было прописано и согласовано с руководством, то мои речи не вырезали бы целыми кусками. В последней программе, которую зритель еще не видел, от меня вообще остались рожки да ножки (вырезали час сорок записи). Что же касается тактики и стратегии моего поведения в кадре, то оно направлено на защиту участников и на создание противоборства между членами жюри. Кстати, в той программе, от которой ничего не осталось, я чуть ли не довел двух членов жюри до мордобоя. Но этого не случилось бы, если бы судьи могли умерить чрезмерные амбиции. Не секрет, когда у человека завышенная самооценка, он легко уязвим. Вот этим я и пользуюсь, следуя коварным советам Макиавелли. Получается очень забавно. Когда я в шутку говорил, что недовольные судейством критика Соседова поджидают его в коридоре, то он, бедняжка, сначала принял это за чистую монету и только потом понял, что я над ним подшучиваю. Человек настолько вошел в свою роль, настолько возомнил себя настоящим судьей, что потерял чувство юмора.
Разумеется, только ради того, чтобы подшучивать над Соседовым и сталкивать лбами других членов жюри, например, представителей традиционной ориентации с нетрадиционной, я бы не стал участвовать в этом проекте. Меня привлекает задача вернуть погасшим звездам уверенность в себе, дать им возможность исправить ошибки, которые они допустили на пике своей популярности. Каждый из участников шоу в чем-то оступился на своем творческом пути. Кто-то из них вообще свернул с праведной дорожки, кто-то попросту пел не те песни и за это был свергнут с небосклона.
- Вы действительно верите в то, что можно вновь зажечь потухшую звезду?
- Самый яркий пример того, что после многих лет заката звезда опять может вспыхнуть, - это блистательная актриса Людмила Гурченко. Как известно, после невероятного успеха "Карнавальной ночи" актриса много лет была без работы. Судя по ее "Автобиографии", для нее это было ужасное испытание со всем букетом проблем. Но Людмилу Марковну не покидало желание вернуться в кино, и это желание победило. Артисты, певцы перестают быть звездами главным образом потому, что от них перестает исходить свет. Мне кажется, от некоторых участников шоу "Ты суперстар" вновь исходит это таинственное свечение. Я рад, что причастен к благородному и высокопрофессиональному делу, которым является проект "Ты суперстар". В нем присутствуют разные жанры: и журналистское расследование, и музыкальное шоу, и психологический тренинг, и соревновательный дух, и даже есть элементы цирка (это жюри с его совершенно невероятными персонажами).
- Сергей Викторович, в последнее время на вас обрушился шквал обвинений, в том числе и со стороны ваших старых друзей - например, Дмитрия Харатьяна, который обвиняет вас в том, что вы из-за ревности запретили Анастасии Заворотнюк сниматься вместе с ним в фильме "Неидеальная женщина".
- Настя Заворотнюк тут ни при чем. И я не похож на ревнивого Отелло. Конфликт с Димой Харатьяном был спровоцирован каналом НТВ, к моему большому сожалению. Я не думаю, что Дима Харатьян действительно имеет ко мне какие-то претензии. Конечно, есть какие-то трения в человеческих взаимоотношениях. Если бы я был только артистом, мне было бы проще ладить со своими партнерами, но я еще и продюсер. А у продюсера круг обязанностей пошире, чем у исполнителя роли, и чтобы их отстаивать, приходится проявлять жесткость. Я понимаю, что со всеми людьми сохранить добрые отношения вряд ли возможно, хотя и очень хотелось бы.
- Позвольте напоследок задать вам еще один вопрос как актеру, а не как продюсеру: не хотели бы сыграть самого Уильяма Шекспира?
- Я много успел сделать в своей жизни, а вот сыграть Шекспира, который был моложе меня, кажется, опоздал. Если говорить серьезно, то я никогда не примерял на себя эту роль, хотя если бы предложили, то посчитал бы это за честь. Но мне безумно нравится фильм "Влюбленный Шекспир" с Джозефом Файнсом в главной роли. Хотя, как мне кажется, чтобы хорошо сыграть Шекспира, надо родиться в Англии, потому что он - очень уж английский гений.