НИКОЛАЙ ЦИСКАРИДЗЕ: "ЧТОБЫ ВЫКЛЮЧИТЬ МОЗГИ, ИГРАЮ НА КОМПЬЮТЕРЕ"

Два сезона звезда российского балета Николай Цискаридзе входит в состав жюри проекта "Танцы на льду" на канале "Россия". Четвертый год премьер Большого театра ведет передачу "Шедевры мирового музыкального театра" на "Культуре". Корреспонденту "Труда-7" Надежде Шульге Николай Цискаридзе рассказал, как ему удается совмещать балет и телевидение.

"ВЫШЕЛ БЫ НА ЛЕД С ОКСАНОЙ КАЗАКОВОЙ"
- Недавно на канале "Россия" завершился проект "Танцы на льду. Бархатный сезон". По-моему, все участники, да и телезрители считали вас самым добрым судьей.
- Неправда. Я ставил и 4,5, и 3,5. Олегу Газманову поставил низкий балл, когда он уронил Оксану Казакову, и Анечке Азаровой от меня доставалось. Я ставил низкие баллы, если видел, что человек не старается, или же когда понимал, что он дальше не может кататься. Мне было очень странно, когда участники обижались на оценки.
- Амалия на вас обиделась.
- Я ее всегда очень сильно поддерживал, ставил высокие оценки, и один раз, когда я поставил ей 5,0, она расстроилась. От человека пошла такая агрессия... Странно. К шоу надо относиться как к шоу.
- Можно ли ожидать вашего выхода на лед в качестве участника?
- Дело в том, что мне ни в коем случае нельзя падать (Как будто извиняется). Когда великий тренер Елена Анатольевна Чайковская поставила меня на коньки перед заключительным гала-концертом, два фигуриста держали меня на льду, а вокруг плотным кольцом стояли люди, чтобы я не упал. Падение могло печально сказаться на моей карьере в балете.
Может быть, у меня в следующем году будут другие мысли. Когда телевизионные руководители стали аккуратно намекать на мое участие, я сказал: "Пожалуйста, выйду на лед, если моей партнершей будет Оксана Казакова. Потому что я наконец хочу маленькую легкую юркую партнершу. Хоть где-то! (Заразительно смеется). Несмотря на то, что я всех фигуристок люблю и уважаю, Оксана - моя особенная любовь.
- Вы на проекте всегда сидели в жюри в стильных очках. Это имидж грозного судьи, строгого учителя?
-Нет, просто я близорукий.
-Теперь вас легко можно представить в качестве гостя на соревнованиях по фигурному катанию. Но представить вас на трибуне футбольного стадиона не получается.
- И никогда не увидите. Я не понимаю этой игры. Я вообще ни одной игры с мячом с детства искренне не понимаю (Грустно). Для меня спорт прекрасен тогда, когда выявлены сверхъестественные способности человека. Я буду смотреть гимнастику, атлетику, прыжки в воду. Смотреть футбол для меня пустая трата времени.
- А как вы проводите свободное время?
- В свой последний выходной весь день проиграл на компьютере, даже с дивана не встал. Есть такая китайская игра маджонг. Элементарнейшая вещь типа пасьянса, но только с разборкой спичечных коробков с разными рисунками. Играл, потому что просто хотелось выключить мозги.
"Я ПОКЛОННИК ЛЕОНИДА ПАРФЕНОВА"
- Вы уже четвертый сезон ведете передачу "Шедевры мирового музыкального театра". Сколько времени и сил вы на нее тратите?
- На самом деле сил эта программа отнимает немного, ведь я рассказываю о балете, который бесконечно люблю. К передачам я обязательно готовлюсь, несмотря на то, что тему знаю идеально. Многие вещи из того, что рассказываю, я сам танцевал.
А когда я готовлю спектакль, я вообще читаю все по этой теме и просматриваю всех исполнителей, кто записан. Иногда я высказываю в программе собственное мнение, и многие со мной не согласны. Но редакторы меня все равно выпускают в эфир (Смеется).
- Когда включаете телевизор, что смотрите?
- Люблю познавательные передачи, фильмы и на Первом канале, и на России, и на НТВ. Я огромный поклонник Леонида Парфенова. Его передачи я никогда не пропускал. А если меня не было в стране, друзья специально для меня записывали их. Парфенов мне безумно интересен: нравится его манера говорить, компоновка материала. У него работала очень хорошая бригада. Еще нравится многое из того, что делает "Совершенно секретно". Нравится, что делают Эдвард Радзинский, Виталий Вульф.
- Представляете себя ведущим какой-нибудь "небалетной" передачи?
- Представляю. Вообще на телевидение я попал абсолютно случайно. Еще в 2001 году в программу "Взгляд" на ОРТ меня взял Александр Любимов. Сначала я был соведущим, потом у меня было несколько попыток вести эту передачу самостоятельно. Но потом меня сбила машина, и мне надо было лежать. В телекомпании "Вид" подумали, что мое лечение надолго, в общем, передачу закрыли. Тем не менее "вирус телевидения" успел меня заразить. Вот до сих пор "болею".
"ТБИЛИСИ - ГОРОД, КОТОРЫЙ ИСЧЕЗ"
- Вы родились в Тбилиси и всегда очень трепетно отзывались об этом городе. Вы следите за последними событиями в Грузии?
- Нет. Я никогда не был гражданином Грузии. Никогда. Я был гражданином Советского Союза, а потом России.
- Но ведь каждый из нас родился в каком-нибудь маленьком городке. Или большом.
- Для меня Тбилиси давно стал чужим. Мое сознание сформировано в Москве. А к Тбилиси у меня отношение как к городу, который для меня исчез. В фильме "Унесенные ветром" Эшли говорит: "Мой мир умер, он весь унесен ветром". Когда я маленьким посмотрел этот фильм, я не понимал, о чем говорит героиня. Прошло много лет, теперь я понимаю, для меня Тбилиси "унесен ветром". С городом, в котором я родился, сегодня меня ничего не связывает, кроме двух семей, которые остались там. Остальные либо давно уехали, либо в мире ином.
Я люблю этот город... Но теперь он для меня чужой, очень чужой. Я иду по улице и понимаю: "О ужас!" На родных окнах висят другие занавески, там другая жизнь идет. А эти круглые кавказские дворы. Я захожу во двор, где я знал каждую семью, но теперь там все чужие. И это страшно. Я не могу идти по этому двору, он для меня мертвый. Я иду как по кладбищу.
У грузин исчезла радость жизни, которая у них была. Я этот народ знаю другим, я другим знаю этот город. Раньше это был город-праздник, теперь это город скорби. И для меня, как для тбилисца, это очень больно.
- Когда вы в последний раз были в Тбилиси?
- В 2003 году приезжал на два дня к маме на кладбище. Это была еще эпоха Шеварднадзе. Я поехал, потому что, когда маме исполнилось 70 лет, я был на гастролях. Мама умерла в Москве, но она хотела, чтобы ее похоронили в Тбилиси. Я отвез ее туда, как обещал. Прах ее отвез. Потому что в 1994 году было очень тяжелое время, и на самолете отправить маму в Тбилиси было нереально. Не было бензина, денег (Как будто извиняется). Но когда ей исполнился 71, я приехал.
"СОВСЕМ СКОРО ЗОЛУШКА ПРЕВРАТИТСЯ В ТЫКВУ"
- В одном из ваших интервью я читала, что в 35 лет карьера артиста балета заканчивается. Вы неумолимо приближаетесь к этой дате.
- 35 лет для мужчин - это рубеж. Дальше мужской организм развиваться уже не будет. Уже невозможно идти вперед. Есть, конечно, уникальные люди, которые после этого срока еще какое-то время могут держаться на достигнутом. От природы я наделен теми способностями, которые просто не даются мужчинам. Но уже в 33 я чувствую, что объем этих способностей очень сильно стал уменьшаться. Скоро я буду праздновать 34-й день рождения и понимаю: часы совсем скоро забьют полночь, и Золушка превратится в тыкву. Сама, не только карета (смеется, но потом вдруг резко становится серьезным). Понимаете, в чем дело... Когда я был учащимся хорео-графического училища в 80-е годы, я видел много наших великих артистов, которые в очень страшной форме выходили на сцену. Им было далеко за 35. Они выглядели чудовищно... И танцевали очень плохо. Они были великими артистами. При моем к ним уважении я смотрел на них с грустью и понимал: я так не хочу.
Теперь чем ближе сам подбираюсь к этому возрасту, тем больше понимаю: самому себе сказать "стоп" очень сложно. Я не могу вам давать обещания и говорить, что будет завтра. Никто не знает, что случится завтра. Но очень хочется, чтобы в моей жизни разум всегда возобладал. И я надеюсь, что настанет момент, когда я сам себе заору: "Все!" (Задумался, потом как будто сам с собой).
У меня есть другая профессия - я преподаю в театре и школе. Я давно выбрал себе эту стезю, и у меня все получается. Беда только в том, что я привык хорошо жить, а профессия педагога нищенская. Наверное, мне пора искать, чем заниматься дальше. Слава Богу, у меня есть телевидение. Зачем кривить душой? Кушать на что-то надо. А то, что я народный артист и весь из себя такой известный - все это закончится в тот день, когда я перестану выходить на сцену. Мои регалии, мои заслуги никак не влияют ни на пенсию, которую мне выдадут, ни на что.
- В спорте олимпийским чемпионам не так давно ввели приличные пожизненные стипендии.
- В балете раньше это было, теперь нет. И это катастрофа.
НАШЕ ДОСЬЕ
Николай Цискаридзе. Родился 31 декабря 1973 года в г. Тбилиси. Премьер Большого театра России. Отец - Цискаридзе Максим Николаевич, скрипач. Мать - Цискаридзе Ламара Николаевна, преподаватель математики и физики в средней школе. В 1984 году Николай поступил в Тбилисское хореографическое училище, а в 1987 году продолжил свое обучение в Московском академическом хореографическом училище по классу профессора П.А.Пестова. По окончании был сразу принят в труппу Большого театра России. Одновременно он продолжал свое образование в Московском государственном хореографическом институте, который окончил в 1996 году. Заслуженный артист России, лауреат Государственной премии России, награжден Орденом чести Грузии.