Евроистерика в Киеве: на Украине нашлись желающие вступить в ЕС любой ценой

Решение кабмина приостановить соглашение об ассоциации с Еевросоюзом вызывало у оппозиционных политиков гнев, а у бизнесменов и промышленников – вздох облегчения

В ночь на пятницу на Майдане Незалежности в Киеве собрались около полутора тысяч человек, недовольных решением властей республики о приостановлении процесса евроинтеграции. Сотрудники правоохранительных органов перекрыли подход к администрации президента Януковича на Банковой улице, однако активных действий в отношении манифестантов предпринимать не стали.

Со временем число участников акции увеличилось. В числе прочих на Майдан пришли глава парламентской фракции партии «Батькивщина» Арсений Яценюк, лидер националистической партии «Свобода» Олег Тягнибок, экс-министр внутренних дел Юрий Луценко и лидер партии «Удар» Виталий Кличко.

Последний, выступая перед собравшимися, призвал людей не расходиться. «Если мы уйдем сегодня, то завтра власти сделают все возможное, чтобы мы сюда не вернулись», – заявил всемирно известный боксер-тяжеловес, который с некоторого времени также активно занимается политикой у себя на родине.

Бэрримор, что там за шум?

Причиной громкого выражения недовольства стало то, что накануне украинский кабмин принял решение приостановить процесс подготовки к заключению соглашения об ассоциации с Еевросоюзом.

Это решение было принято всего за неделю да начала саммита «Восточное партнерство» в Вильнюсе, где как раз и предполагалось подписать договор об ассоциации ЕС с Украиной. Такой поворот дела, похоже, шокировал многих граждан страны, уже видевших себя почти европейцами.

Впрочем, несмотря на кажущуюся неожиданность, такое решение можно признать вполне ожидаемым, и более того – практически неизбежным, – отмечают некоторые обозреватели.

Так, еще в феврале текущего года украинский экономист Андрей Блинов отметил, что в ходе переговоров с Европой практически не затрагивается вопрос о свободной торговле. При этом с начала года отмечалось ухудшение торгового сальдо республики, – иными словами, Украине в этом году было жизненно важно решать свои экономические проблемы за столом переговоров.

Однако еврокомиссия привыкла общаться с подключаемыми к союзу странами с позиции «большого брата», и не торопилась помогать новой восточной «партнерше». Более того, – отмечают эксперты, – в условиях надвигающегося мирового экономического кризиса Украина рассматривается в качестве одного из рынков сбыта для европейской промышленности. Соответственно, сама украинская промышленность Евросоюзу не нужна ни в каком виде. А раз так, то и договариваться по этому вопросу для них удобнее, когда Киев возьмет на себя юридические обязательства и не будет способен на резкие повороты.

С другой стороны, реальные экономические интересы Украины толкают ее не на Запад, а на Восток, – уверены экономисты. Именно в Москве, а не в Брюсселе лежит игла, на конце которой находится жизнь и смерть самостийной республики. И игла эта совсем не нефтегазовая, как хотелось бы верить многим либералам.

Евро-суицид

12 ноября к Виктору Януковичу обратились украинские промышленники. Они попросили его отложить подписание договора об ассоциации с ЕС на год. Представители Союза промышленников и предпринимателей (УСПП) и Федерации профсоюзов сообщили президенту, что введение защитных мер со стороны стран Таможенного союза – России, Казахстана и Белоруссии – в случае вступления страны в ЕС попросту убьет украинскую экономику. Плохо будет всем: и бизнесменам, и наемным работникам. «У нас сегодня огромные проблемы с Россией и Казахстаном, куда мы отгружаем более 50 % продукции», – заявил народный депутат Валентин Ландик, по совместительству являющийся владельцем предприятия, производящего холодильники.

«Сейчас речь идет о подписании ассоциации с Европой; так никто нас там не ждет. Как мы не могли поставить в Германию никогда прокатный стан, мы его и теперь не поставим. Более того, там в машиностроении безработицы побольше, чем у нас», – сообщил президенту глава ОАО «Новокраматорский машиностроительный завод» Георгий Скударь.

«Мы ощущаем угрозу в первую очередь по отношению к наукоемкой и технически сложной нашей промышленности с высокой добавленной стоимостью, в первую очередь, к машиностроению», – резюмировал общее мнение президент УСПП Анатолий Кинах.

Янукович обращение услышал и соответствующие выводы сделал: «Эти поручения сейчас уже пойдут в Кабинет министров, и я предупредил Азарова, чтобы завтра уже на правительстве все это было рассмотрено. Завтра, немедленно», – заявил он.

Москали не повелись, завертай евроинтеграцию взад!

Интересно, что еще в конце сентября этого года российский экономист и советник Путина Сергей Глазьев заочно предупредил Киев, что в случае вступления в ЕС страну ждет дефолт. Выступая на десятой Ялтинской конференции, Глазьев сообщил, что подписание договора о вступлении Украины в Евросоюз автоматически приводит к применению защитных мер со стороны Таможенного союза, и в этом случае дефицит платежного баланса самостийной республики вырастает с нынешних 10 миллиардов долларов до 15-16 миллиардов. Собственных валютных резервов у Киева хватит на поддержание экономики в течение полугода, после чего страна становится банкротом, – уточнил Глазьев.

Позже экономист добавил, что Брюссель мог бы выплатить долги Украины и перевести республику на европейские технические стандарты за свой счет. Цена вопроса в этом случае составила бы от 100 до 200 миллиардов евро.

Эти «расклады» вполне понимают и в Москве, и в Брюсселе, и, конечно же, в Киеве. Политологи отмечали, что заявления украинских политиков о евроиентеграции все это время носили подчеркнуто демонстративный характер. Их целью было надавить на Москву и таким нехитрым способом получить послабления в газовом споре. А величину этой проблемы для украинских властей трудно переоценить, – отмечают комментаторы.

Стараниями Юлии Тимошенко страна до 2019 года обязалась покупать огромные объемы газа по весьма высоким ценам. Нынешний премьер-министр Украины Николай Азаров неоднократно заявлял, что газовые платежи вытягивают из республики средства, необходимые на развитие экономики.

Киев попытался вырваться из стратегического экономического тупика с помощью тактической провокации. Идея была хороша, но в целом не удалась: Москва не пошла на уступки, а просто начала закручивать экономические гайки.

Однако на шумихе, поднятой вокруг евроинтеграции, решили «погреть рейтинги» украинские оппозиционеры. Этим фигурам, – отмечают комментаторы, – вступление в ЕС ничем лично не грозит; более того: экономический коллапс, теоретически, поможет свалить режим Януковича, а потому объективно выгоден. Так что сейчас украинская оппозиция будет действовать в соответствии с бессмертным ленинским лозунгом «чем хуже, тем лучше». А учитывая накопившееся в стране недовольство, результаты, по мнению экспертов, могут оказаться самыми неожиданными.