"НАТИСК" НА ВОСТОК

Восточная Сибирь для большинства россиян - это бескрайние просторы, тайга и тундра: много зверья, мало людей... На самом деле она очень разная. В Томске - одна, в Красноярске - другая, на Байкале третья. Каждый восточносибирский регион не похож на соседний. И до последнего времени все они существовали в немалой степени обособленно. Сейчас идет "собирание земель". С целью создания единой ресурсно-экономической базы Восточной Сибири Газпром на основе дочернего предприятия "Томскгазпром" учредил холдинговую компанию "Востокгазпром". Задача компании - не только объединить 17 восточносибирских регионов, но и дать мощный импульс комплексному развитию огромной российской территории.

Кому-нибудь доводилось хотя бы год пожить в болоте? А вот томичи живут там, можно сказать, постоянно. Васюганское болото, занимающее основную территорию Томской области, занесено в Книгу рекордов Гиннесса как самое большое на планете: по размерам оно превышает Черное море и замерзает только при двадцатиградусных морозах. В это время на автомобилях, лошадях и снегоходах можно добраться куда угодно. С вертолета видно, насколько тайга испещрена зимниками (так называются накатанные по снегу дороги) и следами от "Буранов". Люди спешат на рыбалку и в соседние села, используют зимние дни для общения. Это и понятно, ведь здешние поселения образовывались на островках среди болотной жижи, откуда в теплое время выбраться практически невозможно. Единственным приемлемым транспортным средством до сих пор остается вертолет или лодка.
Деревня Мыльджино, о существовании которой мир узнал только после открытия крупнейшего на территории Томской области газоконденсатного месторождения, тоже примостилась на болотных кочках. Еще три года назад никто не мог подумать, что в этот медвежий угол доберутся газовики. Но когда на болото нагнали технику, стали валить лес и отсыпать площадки под промысел, у мыльджинцев появилась надежда, что их жизнь, возможно, изменится не в худшую сторону. Сегодня эта надежда оправдывается: как только "Томскгазпром" приступил к промышленной добыче углеводородов, в глухой деревушке с населением 800 человек началась газификация домов (сегодня газифицированы три улицы), повысилось качество жизни, ожила социальная сфера. У деревни появилось будущее.
- Эксплуатация месторождения, запасы которого по газу составляют 98 миллиардов кубометров, рассчитана на 30 лет, - пояснил начальник Мыльджинского газового промысла "Томскгазпрома" Виталий Степанов. - За это время здесь будет создана мощная инфраструктура, что отразится на экономическом развитии близлежащих территорий. Сегодня мы добываем 2,5 миллиарда кубометров газа в год и около 800 тонн конденсата в сутки. В ближайшие годы добыча вырастет почти вдвое.
Уже в этом году Мыльджинский промысел полностью обеспечивает газом потребителей Томской области и Алтайского края, а также частично закрывает потребность в "голубом топливе" Новосибирской, Омской и Кемеровской областей.
Мыльджинское месторождение по мировым стандартам относится к разряду крупных. Северо-Васюганское, расположенное на том же болоте, но в нескольких десятках километров от Мыльджина, - поменьше. Извлекаемые запасы газа здесь составляют 28 миллиардов кубометров, однако эксплуатация тоже будет вестись в течение 30 лет из расчета - 1,5 миллиарда кубов газа в год. По структуре Северо-Васюганское отличается от своего "старшего собрата", но, подчеркивает начальник цеха добычи и подготовки газа Олег Шевлюк, но газ и конденсат здесь также очень высокого качества. Промысел пока только обустраивается, промышленная добыча начнется здесь в 4-м квартале 2001 года, хотя село Средний Васюган, вблизи которого обустраивается промысел, получило "новое дыхание" уже сегодня.
Когда я узнала, что каждый третий житель забытого Богом Васюгана имеет высшее образование, - удивилась. Откуда здесь такая тяга к знаниям? Оказалось, что основную часть населения составляют геологи и их семьи. Когда-то здесь базировалась самая крупная в области геологоразведочная экспедиция. Она-то и открыла Северо-Васюганскую структуру. Николай Некрасов, работающий ведущим геологом на Северо-Васюганском газовом промысле "Томскгазпрома", был в числе первооткрывателей: на его счету и Мыльджинское, и Северо-Васюганское месторождения. Николаю Ефимовичу повезло спустя три десятка лет после открытий дождаться освоения этих месторождений. Раньше у правительства до Восточной Сибири просто "не доходили руки". Величайшие открытия газовых залежей на Ямале надолго отодвинули освоение российского Востока. Потом наступило время перестройки, плавно перешедшее в стадию развала, и жизнь в Васюганских болотах замерла. Экспедицию ликвидировали.
- Это были страшные годы, - вспоминает глава местной администрации Раиса Журова. - Наши мужчины остались без работы, семьи - без средств к существованию. Кто смог - поспешили уехать. Но большинству ехать было некуда. В итоге мужское население разбрелось кто куда на заработки, "сторожить" поселок остались женщины и дети.
Президент ОАО "Востокгазпром" Сергей Жвачкин, не один месяц совмещавший новую должность с креслом генерального директора "Томскгазпрома", приехал в Средний Васюган одним из первых. Повстречался с селянами, спросил, какие у них проблемы, в чем нуждаются?
- Верните нам наших мужчин! - посыпалось в ответ. - Дайте им здесь работу, пусть они живут в семьях, а не бродят где попало!
- Ладно, - пообещал президент. - Но еще что-то вас волнует?
- Все остальное - потом.
Сергей Анатольевич слово сдержал. Сейчас население села обеспечено работой. Началось сотрудничество, на которое никто из васюганцев и не рассчитывал. В селе появились материальные признаки перемен: среди деревянных срубов вырос красивый культурно-развлекательный комплекс с кафе и гостиницей, была отремонтирована полузавалившаяся школа, а убогий универмаг переоборудован под комфортную столовую. "Мы почувствовали себя людьми", - говорят васюганцы.
Газовый промысел, расположившийся в 16 километрах от села, считается главной достопримечательностью не только Васюгана, но и всего "Томскгазпрома". В отличие от Мыльджинского его обустройство началось с создания инфраструктуры и комфортных условий для вахтовиков. Этот принцип будет распространяться на всех этапах освоения восточносибирских недр. Сегодня только в Томской области "на подходе" - целая группа месторождений, которые будут вводиться одно за другим через каждые полтора - два года. Первый заместитель генерального директора компании Валерий Шевлюк пояснил, что через 5 - 7 лет "Томскгазпром" должен выйти на проектную мощность добычи газа - 10 миллиардов кубометров в год. Это даст импульс к социально-экономическому развитию области. Однако предстоит преодолеть еще много проблем, прежде всего организационно-политического плана. Бестолковое лицензирование, проводимое на территории области (впрочем, подчеркнул Валерий Васильевич, это характерно для всех регионов Восточной Сибири), привело к тому, что на ряде нефтегазоносных структур отдельные куски повыхватывали компании, которые не спешат приступать к делу. Например, на юге области сосредоточена группа продуктивных газоконденсатных месторождений. У "Томскгазпрома" там три лицензионных участка. Но начинать их освоение частями не имеет смысла, поскольку это не оправдывается экономически. Если бы "Томскгазпром" имел возможность разрабатывать южную группу комплексно, создавая единую инфраструктуру, - другое дело. Но пока ситуация складывается не в пользу освоения восточносибирского юга.
ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ
Побывав на промыслах и предприятиях "Томскгазпрома" - базового подразделения ОАО "Востокгазпром", мы попросили президента газового холдинга Сергея ЖВАЧКИНА высказать свою точку эрения на перспективы развития крупнейшей восточносибирской компании и ответить на ряд вопросов.
- Сергей Анатольевич, холдинг "Востокгазпром" организовался совсем недавно. Что он собой представляет и чем занимается?
- Действительно, "Востокгазпрому" меньше года. Но за это время сделан большой шаг вперед. В ряде восточносибирских областей уже созданы наши подразделения, а в ближайшее время мы прочно войдем во все регионы российского Востока. Считаю, мы очень вовремя организовались. Еще помедлили бы - и потеряли бы влияние на Востоке.
История нашего создания началась не сегодня. Несколько лет подряд "большой Газпром", как мы его здесь называем, обращался во все правительственные инстанции, акцентируя внимание на проблемах Восточной Сибири. Богатейший край, где одних только запасов углеводородного сырья не меньше, чем в Западной Сибири, представляет собой пока заброшенный угол России. Считаю, что ОАО "Газпром" во главе с Ремом Вяхиревым пошло на смелый эксперимент, создав нашу компанию, которая сможет управлять ситуацией в Восточной Сибири, решая общероссийские проблемы.
- Чем конкретно занимается холдинг?
- Если говорить о "Востокгазпроме", то мы управляем финансовыми потоками и вырабатываем газовую стратегию Восточной Сибири. Производственной деятельностью занимаются наши региональные подразделения.
- Можно назвать основные пункты газовой стратегии?
- Первое - по Вяхиреву: газ в каждую избушку. Что значит газ для деревни, я знаю не понаслышке. Сам жил в селе долгое время. Так вот, чтобы заготовить дрова на зиму, требуется 35 дней. Нужны ли тут комментарии? Второе - использование газа в химической промышленности. Небольшой пример: в состав "Томскгазпрома" входит ООО "Метанол", выпускающее необходимый во многих отраслях продукт. Завод уже приносит прибыль. А с развитием экономики Восточной Сибири, строительством необходимых терминалов и выходом в страны Азиатско-Тихоокеанского региона потребность в метаноле значительно возрастет.
- Какое значение вы придаете развитию газовых рынков в Восточной Азии?
- Это - будущее экспортной политики России. Но здесь надо действовать продуманно. Во-первых, нельзя развивать экспорт, не развивая регионы российского Востока. Во-вторых, необходимо выработать единую политику экспортных цен. А то что получается: разные компании продают газ в Китай и каждая - по своей цене. Сегодня, когда зашла речь о том, что российский газ должен стоить свыше 100 долларов за тысячу кубометров, китайцы опешили: вы что, ребята, ваша же российская компания нам по 70 продавала. А эта компания, между прочим, стоит на границе с Китаем и гонит газ за рубеж, хотя рядом задыхается от недостатка сырья крупный нефтехимический комбинат. Разве это допустимо?
Вообще государственная российская политика на Востоке вызывает много нареканий. Мы долго отталкивали от себя самых верных партнеров и преданных друзей. Но ведь на наше место приходят другие и занимают нашу нишу. До последнего времени мы дистанцировались от Монголии. А это - единственная страна, где все правительство говорит по-русски и с большим пониманием к нам относится. Наша политика в Китае привела к тому, что там к нам стали относиться с прохладцей, ориентируясь больше на другие зарубежные компании. Хорошо, что мировые транснациональные корпорации хотят сотрудничать с нами, в том числе и в Китае.
- Какую из задач вы на данном этапе считаете наиболее важной?
- Нет ничего важнее, чем выработка единой стратегии социально-экономического развития Восточной Сибири. Я об этом говорил и президенту Владимиру Путину, и на парламентских слушаниях в Государственной Думе, и в правительстве. Не менее важна стратегия комплексного освоения восточных регионов России. Разрабатываться она должна на основе научного подхода.