ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА

На пороге нового тысячелетия День энергетика совпадает со знаменательной датой - 80-летием со дня принятия Государственного плана электрификации России (ГОЭЛРО), ставшего отправной точкой для развития электроэнергетики страны. И именно к этой дате приурочен пуск первого энергоблока мощностью 450 мВт Северо-Западной ТЭЦ - самой современной среди российских теплостанций.

СевеСро-Западная ТЭЦ - предмет особой гордости энергетиков. Это уникальный по значимости для всей энергетики страны проект, особенно учитывая тот факт, что в России практически 15 лет не вводили новые мощности. Оборудование же многих наших электростанций не менялось с 30-50-х годов. При этом в странах Западной Европы, в частности в Германии, начинается массовая программа снятия и закрытия мощностей со сроком службы более 25 лет.
Пуск новейшей станции именно в Петербурге также имеет особое значение для отрасли. Именно в Северо-Западном регионе в 1926 году по плану ГОЭЛРО был сооружен первенец советского гидростроительства - Волховская ГЭС. Позднее именно в Ленинграде была построена первая в мире опытная линия на напряжении 500 кВ. Поэтому сооружение современной ТЭЦ стало своеобразным связующим звеном между прошлым и будущим, между планом ГОЭЛРО 20-х годов и современной электроэнергетикой.
Аналогов Северо-Западной ТЭЦ в России пока нет. Дело в том, что на ней используется уникальная для страны технология - парогазовый цикл с кпд на уровне 52 процентов, в то время как на обычных паросиловых станциях кпд не превышает 40. При этом расход топлива на киловатт выработанной электроэнергии сокращается на четверть. Это особенно важно, учитывая, что вопрос с поставками газа для электроэнергетики стоит очень остро. Как известно, сегодня доля газа в топливном балансе РАО ЕЭС составляет около 60 процентов. При этом в условиях сокращения добычи и соответственно поставок газа энергетики в 2001 году получат только 95 млрд. кубометров газа вместо 134 млрд. в 2000 году. Таким образом, если бы на всех сегодняшних газовых станциях использовалась парогазовая технология, сокращение поставок газа никто бы и не заметил.
ППо словам генерального дирек- тора Северо-Западной ТЭЦ Ростислава Костюка, строительство станции предусматривалось программой развития С.-Петербурга, разработанной еще в 1992 году. В июле 1992 года было принято специальное решение правительства - речь шла о застройке Приморского района города жилыми кварталами и обеспечением их электричеством и теплом. Что интересно, некоторые документы, касающиеся строительства станции, подписывал Владимир Путин, который работал тогда в мэрии Петербурга.
Долго обсуждался вопрос о топливе, которое будет использоваться. Сначала говорили об угле, потом - о мазуте. Однако жесткие экологические требования, предъявлявшиеся к строительству, заставили остановить свой выбор на газе. Специалисты говорят, что сама технология практически сводит на нет вредные выбросы. Кроме того, не надо строить очистные сооружения, стоимость которых доходит до 40 процентов стоимости основного объекта.
Строительство началось в мае 1993 года. Сразу возникли трудности. Участок застройки изобиловал торфом, поэтому пришлось заменить около миллиона кубометров грунта. Первоначально первый блок станции планировалось пустить в 1996 году. Однако работы в силу недостаточного финансирования шли крайне медленно. Нужные темпы стройка набрала лишь в последние два года. "Около года назад мы приняли решение - Северо-Западная ТЭЦ должна быть введена в строй, - говорит председатель правления РАО ЕЭС Анатолий Чубайс. - Мы обязаны были разрешить все накопившиеся проблемы: финансовые, технические, экономические, долговые - какие угодно. В августе 2000 года в РАО прошло довольно сложное заседание правления, где вопрос был поставлен предельно жестко: либо берем на себя персональную ответственность за ввод станции в установленный срок, либо отказываемся от этого срока. Решено было станцию вводить в декабре". 80 процентов расходов на строительство станции несет РАО.
Выбор Петербурга в качестве опытного полигона для обкатки новой технологии был также обусловлен еще и тем, что именно в городе на Неве находятся крупные энергомашиностроительные предприятия. К сожалению, российское машиностроение отстает сегодня на 20-30 лет в части разработки и освоения высокоэкономичных газовых турбин, хотя парогазовый цикл был разработан в нашей стране. Еще до войны над этими проблемами работали в Ленинградском политехническом институте. Но, как часто бывает, нет пророка в своем отечестве... В итоге было принято решение использовать турбины производства немецкой фирмы "Сименс". Выбор пал на эту компанию не случайно: в 1991 году в Петербурге было создано СП "Интертурбо" с участием "Сименс" и Ленинградского металлического завода. Это СП и собирало газовую турбину, комплектующие для которой были сделаны в Германии.
Тем не менее большая часть другого оборудования была заказана у российских производителей: котлы-утилизаторы - на Подольском заводе, паровая турбина - на ЛМЗ, генераторы с воздушным охлаждением - на "Электросиле", насосное оборудование - на Пролетарском заводе, щиты управления - на "Электропульте". Как подчеркнул директор ТЭЦ, строительство станции позволяет наладить производство собственного оборудования, дать возможность выработать технологию, которую потом можно тиражировать как в России, так и за рубежом.
Какое же значение имеет строи- тельство Северо-Западной ТЭЦ для региона и для России в целом? Электроэнергия станции, общая проектная мощность которой составляет 1800 мВт, существенно повысит устойчивость энергосистемы Ленинградской области и надежность энергоснабжения региона. Этот объект для России, как утверждает председатель правления РАО А. Чубайс, - "прорыв в более качественный технический уровень". Опыт ТЭЦ по использованию высокоэффективных, экономичных и экологичных парогазовых турбин открывает новые возможности развития отечественной электроэнергетики.
Конечно, одна станция погоду в энергетике не сделает. Здесь нужны многомиллиардные инвестиции. К сожалению, государство пока не может помочь электроэнергетикам в силу ряда причин. По оценкам экспертов, общая потребность в инвестициях составляет порядка 5 млрд. долларов в год, в то время как сегодня энергетика едва наскребает по всем сусекам менее 1 млрд. Мы должны понять, что оборудование на тех же электростанциях Петербурга, которое еще помнит первый план ГОЭЛРО, вряд ли позволит кардинально решить проблему роста промышленного производства и соответственно роста энергопотребления. В такой ситуации России действительно нужен новый план ГОЭЛРО, который позволит создать политические и экономические предпосылки для инвестиций, саккумулировать финансовые ресурсы, определить новые источники финансирования, в том числе и через частные инвестиции.