ОПЯТЬ ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ ОТ УСПЕХОВ

Успехи действительно есть. И немалые. За полгода своего существования экспертному совету по металлургии и горнорудной промышленности при Комитете Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям удалось добиться от властей принятия некоторых крайне выгодных для металлургов и горняков решений. Деятельность совета позитивно освещалась на страницах газет, в том числе и в "Труде". Свою лепту внес и автор этих строк, неоднократно присутствовавший на заседаниях совета и имевший возможность наблюдать за его работой...

В настоящее время члены совета пытаются урегулировать тарифы на электрическую и тепловую энергию, а также понизить страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве на 2001 год, ибо считают - и совершенно справедливо, - что денежные суммы, перечисляемые предприятиями на эти благородные цели, не соответствуют реальному уровню травматизма на производстве. Например, за первые шесть месяцев нынешнего года на счетах Фонда социального страхования (ФСС) "осело" пять миллиардов рублей. Из них на всякого рода социальные выплаты потрачено лишь полтора миллиарда. А потому было бы разумнее, во-первых, снизить соответствующие тарифы, а во-вторых, обязать ФСС возвращать излишки денег предприятиям.
Кроме того, на последнем заседании эксперты обсуждали тарифную политику Министерства путей сообщения. Членам совета был представлен проект Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на железнодорожные перевозки", в соответствии с которым в стране в ближайшее время должен появиться еще один орган - Федеральная комиссия по железнодорожным тарифам. В ее состав, по замыслу авторов законопроекта, должны войти пятнадцать человек, в том числе потребители железнодорожных услуг, то есть металлурги, горняки и представители других отраслей промышленности.
Инициатива металлургам, естественно, понравилась. Тем более что расходы на "железку" действительно съедают немалую часть "металлургических" денег (до 27 процентов от конечной стоимости продукции). Но даже они, ознакомившись на заседании совета с текстом законопроекта, пришли к выводу о том, что в таком виде сей документ не имеет ни малейшего шанса стать законом. Во-первых, потому что он сырой и требует существенной доработки. А во-вторых, создание федеральных органов власти относится исключительно к компетенции президента и правительства, а не группы депутатов. Тем более что в недрах Министерства экономического развития да и самого МПС уже готовится проект постановления о создании правительственной комиссии по регулированию железнодорожных тарифов.
Как бы там ни было, но принимать по этому поводу специальный закон, по-видимому, нет никакой необходимости. Кстати, сама идея Федеральной комиссии как некоего государственно-общественного органа, выдвинутая экспертным советом, не отличается новизной. В странах Скандинавии, к примеру, подобного рода структуры давно существуют и, вероятно, неплохо работают. Но Россия-то не Скандинавия: что шведу хорошо - русскому погибель.
Такого поворота событий авторы законопроекта явно не ожидали. Ну о том, что вынесенный на обсуждение законопроект - всего лишь эскиз к закону, они, конечно, догадывались. Но вот реакция на него горняков и металлургов оказалась для них полной неожиданностью. Они вообще не проявили к железнодорожному проекту сколько-нибудь серьезного интереса.
Впрочем, причина такого равнодушия вскоре стала понятной. После заседания совета многие "стальные генералы" в частных беседах признавались, что портить отношения с МПС им просто-напросто невыгодно. Руководители конкретных металлургических и железнодорожных предприятий уже давно научились находить общий язык. Это в Москве чиновники сводят друг с другом счеты, а на местах люди предпочитают договариваться. Одни "стальные генералы" договорились о ритмичной поставке вагонов для нужд своего предприятия, другие выбили скидки на оплату железнодорожных услуг, третьим железнодорожники пообещали не тянуть с погрузкой и разгрузкой. Так зачем же ссориться? Лучше, как говорится, синица в руке (то бишь вагоны в нужном количестве), чем журавль в небе (то есть закон, который к тому же вряд ли будет принят). Вот и сидели тихо эксперты по металлургии и горнорудной промышленности, к великому удивлению своего председателя, депутата Андрея Скоча.
Зато бурный интерес практически всех присутствующих вызвало другое депутатское детище - президиум экспертного совета. Что это за орган, кратко пояснил сам председатель совета. Ничего, мол, особенного, просто рабочий орган, призванный в перерывах между заседаниями совета выполнять всю техническую работу - факсы там всякие рассылать, законопроекты ксерокопировать, чтобы на всех членов совета хватало, ну и так далее. В общем, обычная канцелярщина. Но заниматься ею должны, судя по всему, самые уважаемые члены совета. Таковых председатель отобрал два десятка человек, чьи фамилии и зачитал собравшимся. И вот здесь-то металлурги снова удивили своего председателя. Желающих заняться рассылкой факсов оказалось значительно больше, чем предложенных кандидатур. И как ни доказывал председатель коллегам, что будущий президиум - всего лишь рабочий орган, коллеги, похоже, ему так и не поверили.
И в самом деле, есть над чем призадуматься и от чего прийти в недоумение: работали-работали полгода без всякого рабочего органа - и вдруг нате вам, президиум понадобился! Значит, дело запахло чем-то большим, нежели простое обсуждение насущных металлургических проблем. Значит, период голого энтузиазма и пионерского задора закончился - настало время подумать и о себе конкретно, а не только о металлургии в целом. Значит, кроме единственной привилегии - "быть в первых рядах борцов за светлое металлургическое будущее", членство в экспертном совете открывает и другие не менее серьезные возможности. Короткая (пока) деятельность совета - отличное тому доказательство. Один только перечень импортного оборудования, освобожденного от НДС, чего стоит! Значит, экспертный совет - это всерьез и надолго. А коли так, было бы совсем нелишним протащить в президиум нужных людей, да и самим застолбить себе местечко в непосредственной близости от председателя.
Буквально несколько мгновений понадобилось членам совета, чтобы осознать всю важность момента. И когда Скоч, огласив список избранных, привычно перешел к голосованию, металлурги проявили такую активность, какую не проявляли даже при обсуждении поправок к Налоговому кодексу. Битый час председатель пытался успокоить разволновавшихся коллег, доказывая, что не стоит тратить столько энергии на решение пустякового вопроса. Пустяк-то оно, может, и пустяк, да только история учит, что именно такие пустяковые вопросы и превращались со временем в главные. Когда революцию делали, тоже поначалу о пустяках не думали, а все больше о глобальных проблемах пеклись: к власти пришли, то и пустяками перестали брезговать. И чем дальше, тем все больше и больше разных пустяков набиралось - спецпайки, дачи, квартиры улучшенной планировки. А потом и вовсе выяснилось, что такой пустяк, как "близость к телу", и есть самый главный, самый первостепенный вопрос.
Станет ли этот вопрос первостепенным в дальнейшей деятельности экспертного совета, сказать не берусь. Во всяком случае, очень не хочется в это верить. Но то, что идея "металлургического политбюро" прочно овладела умами экспертов, - факт, как говорится, очевидный. Так что основные баталии еще впереди: вопрос о пресловутом президиуме решено отложить до следующего заседания совета. И А.Скочу, если он действительно задумал создать нечто большее, чем группу по рассылке факсов, придется изрядно попыхтеть: в этом "пустяковом" вопросе коллеги-металлурги обязательно проявят стойкость и решительность. Вот и посмотрим, так ли уж сильны пробивные способности "стального" председателя, о чем взахлеб пишет пресса несколько месяцев подряд. Президиум создать - это вам не законопроекты писать и не тарифы лоббировать!