ИНТЕГРАЦИЯ ПО ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ

Формирование Единой энергосистемы нашей страны началось в 20-е годы в рамках плана ГОЭЛРО. Были образованы энергосистемы МОГЭС в Москве и "Электроток" в Ленинграде. В 1933 году объединились сети Горьковской и Ивановской энергосистем и сети Донбасса с сетями Ростовской энергосистемы. В 1935 году - сети Московской и Горьковской энергосистем. В 1956 году введена в строй ЛЭП Куйбышев - Москва. Это позволило объединить энергосистемы Центра и Средней Волги. Таким образом, была запараллелена работа энергосистем различных зон страны. Так возникла Единая энергетическая система СССР.

Накануне распада Союза она включала энергосистемы Центра, Урала, Средней Волги, Северо-Запада, Юга, Северного Кавказа, Казахстана, Сибири. Подобного уровня интеграции не было тогда ни в одной стране мира. При этом в рамках СЭВ была создана и успешно функционировала единая межгосударственная система энергообеспечения "Мир".
Однако в 1991 году все закончилось. Распад СССР привел к возникновению национальных энергосистем России, Казахстана, Украины, Армении... И лишь со временем в очередной раз выяснилось, что нередко хорошее новое - это забытое старое. Электроэнергетический суверенитет не выгоден бывшим республикам СССР. Во главе объединительного процесса стало РАО "ЕЭС России". Напомним, что три года назад в эту компанию пришла команда управленцев, ориентированных на интеграцию.
Что же дает Единая система в новых рыночных условиях? Во-первых, возможность распределять энергопотоки с учетом географии, суточных максимумов и сезонных факторов. Она позволяет ликвидировать аварии, а также быстро их предупреждать. По словам ректора МЭИ Евгения Аметистова, именно подключение к единым сетям РАО ЕЭС позволяет оптимально использовать топливо и снижать себестоимость электроэнергии, более равномерно распределяя нагрузки на генерирующие мощности.
Второе преимущество лежит в геополитической плоскости. Единая система выгодна России, поскольку значительно повышает статус нашей страны как центра, управляющего межгосударственной энергетической сетью. Кроме того, снижение себестоимости электроэнергии создает благоприятные возможности для ее экспорта, повышает ее конкурентоспособность на мировом рынке. В частности, после восстановления параллельной работы энергосистем России и Украины, перед двумя государствами открылись новые перспективы экспорта электроэнергии в Центральную и Восточную Европу.
Для интеграции, по крайней мере, на энергетическом уровне, должна соответственно формироваться и политика РАО ЕЭС. И она действительно выстроилась с приходом в компанию команды Анатолия Чубайса. В 2000 году восстановилась синхронная работа ОЭС Сибири и Казахстана с ЕЭС Европейской части России, подписаны договоры о параллельной работе с Грузией и Азербайджаном. Наконец, заключение аналогичного соглашения с Украиной и Литвой завершает восстановление единого энергопространства на территории бывшего СССР. Причем, по мнению зам. председателя думского Комитета по энергетике Юрия Липатова, бывшим республикам гораздо выгоднее работать с РАО ЕЭС, чем с европейскими поставщиками электроэнергии.
Однако одним лишь восстановлением разрушенных связей, руководство РАО ЕЭС не ограничивается. Рыночные реформы, как в экономике вообще, так и в самой компании, позволяют лучше использовать преимущества единой системы. Она также ведет к возникновению новых хозяйственных реалий. Например, сейчас Армения обсуждает вопрос о передаче своих распределительных электросетей в доверительное управление РАО ЕЭС.
Все это означает, что идущая с 1991 года дезинтеграция меняется на интеграцию. Пусть сначала по линии электропередач. Но как раз они и создают реальное единое экономическо-технологическое пространство. Причем такое, от которого выигрывают и энергетики, и граждане государств бывшего Союза. Объединение на пользу всем.