ПРОЩАЛЬНОЕ ТАНГО

Правительственный вертолет сделал последний круг над президентским дворцом в аргентинской столице Буэнос-Айресе и отбыл в неизвестном направлении. Единственный пассажир, который находился на его борту, - президент страны Фернандо де ла Руа, покинул свой кабинет, оставив на столе письмо к конгрессу, в котором он объявил о своей отставке.

После двух лет бесплодной борьбы с экономическим кризисом в стране президент своей отставкой признал поражение. Этому драматическому эпизоду предшествовали не менее драматические события, охватившие в последние дни всю Аргентину. Западные обозреватели охарактеризовали их как "социальный взрыв". Аргентинцы же обозначили ситуацию одним словом: "Натерпелись!" . Непопулярные среди населения экономические меры правительства Фернандо де ла Руа, повлекшие за собой увеличение безработицы, обнищание широких масс, вызвали массовые протесты, вылившиеся в погромы супермаркетов, ресторанов, продовольственных лавок, поджоги министерств и муниципалитетов. В результате "социального взрыва" погибло более 20 аргентинцев, которые были виноваты только в том, что им хотелось есть. Президент страны принял отставку практически всего кабинета министров, в том числе и министра экономики Доминго Кавальо, главного стратега экономических реформ, "любимца Уолл-стрита", как его порой называли, который фактически и привел страну к экономическому краху. Глава государства предложил оппозиционному перонистскому большинству парламента страны создать коалиционное правительство национального единства, с тем чтобы вывести республику из "пиковой" ситуации. Однако оппозиция отказалась, чем и предопределила судьбу президента.
Перонисты уже давно, еще несколько месяцев назад, требовали отставки президента де ла Руа и его кабинета министров. И вот теперь только они должны решить, кто же будет править страной. В настоящее время между перонистскими парламентариями идут напряженные дебаты: кого поставить у руля судна, совершенно потерявшего ориентацию в бушующем море мировой экономики. Один из лидеров перонистов, бывший президент страны Карлос Менем, скомпрометировал себя тем, что пригласил в свое правительство на пост министра экономики неолиберального экономиста Доминго Кавальо, которого аргентинцы считают виновником всех сегодняшних бед. Да и сам Карлос Менем, только недавно вышедший из-под домашнего ареста, на который его обрекло местное правосудие, считающее его замешанным в афере с нелегальной продажей оружия Эквадору и Хорватии, не горит желанием занять сегодня пост президента страны.
Аргентина стоит на экономическом перепутье. Причем обе дороги ведут к хаосу. Перонисты склоняются к тому, чтобы вообще вытеснить доллар из финансовой системы страны, что равнозначно неминуемой девальвации приравненной к доллару национальной валюты - песо. А это, в свою очередь, приведет к массовым банкротствам. Другой вариант действий предполагает отказ от уплаты внешних долгов, составляющих 132 миллиарда долларов, то есть полный дефолт. Если это случится, страна перестанет получать какую бы то ни было помощь МВФ и окажется в еще более глубоком кризисе. Будущей власти предстоит нелегкий выбор между плохим и очень плохим.