В ПЛЕНУ У ДИКАРЕЙ С "КАЛАШАМИ"

На днях в Одессу вернулся экипаж судна "Панагия", захваченного пиратами у берегов Сомали. Моряков встречали президент Украины Ющенко, руководители города и журналисты. Выпив шампанского и получив награды от президента (капитан - орден "За мужество", а другие члены экипажа - наручные часы и мобильные телефоны), моряки поделились впечатлениями о почти трехмесячном пребывании в плену.

"МЫ РЕШИЛИ ТЕБЯ РАССТРЕЛЯТЬ..."
- Все случилось молниеносно, - вспоминает капитан Владимир Шабанов. - Нас окружили два быстроходных катера, а сзади подпер какой-то корабль, раздался залп из миномета и автоматные очереди. Когда мы стали на якорь, на борт поднялись 14 пиратов и дали несколько очередей из автоматов над нашими головами.
Мне четырежды угрожали расстрелом. Первый раз, признаться, стало страшно. На мостик поднялось несколько человек, защелкали затворами. "Капитан, мы решили тебя расстрелять. Извини, но так получается. Все наши воины пришли к такому мнению..." - "Ладно, я смерти не боюсь, - ответил я им. - Только команду не трогайте...". Они, как мне показалось, не ожидали такой реакции, рассчитывали потешиться, глядя, как я кинусь на колени и начну просить прощения... Но спектакля не вышло, и они "смилостивились": "Капитан, мы решили тебя не убивать". Я, разумеется, поблагодарил за такую "любезность", - смеется Владимир Шабанов. - А потом к угрозам расстрела привык настолько, что больше не реагировал. Наверное, мне помогло держать себя в руках то, что сразу настроил себя на любой исход. Большинство членов нашей команды даже не знали о происходящем на мостике, где пираты организовали своеобразный штаб. Там и переговоры велись.
Через недельку мне разрешили связаться с судовладельцем, сами же они и написали письмо на английском языке, в котором подтвердили, что требуют выкуп в размере 700 тысяч долларов. Мы посоветовали пиратам отсканировать этот текст и отправить его по электронной почте: очень важно было "засветить" истинный почерк. И захватчики на это пошли.
- Как считаете, пираты ждали именно "Панагию"?
- Они не знали, какое именно судно идет, но точно знали о его прохождении. Его взял радар... У них действительно: вдоль побережья целая система - агентурная сеть, разведка. Так что мы были обречены на захват. К слову, буквально через несколько дней после нас пираты (в 170 милях от берега!) захватили греческий танкер. Предусмотреть подобное нападение невозможно. Сейчас тот район патрулируют ооновские войска, военные корабли. Насколько это поможет, не знаю.
И с топливом, и с оборудованием у пиратов никаких проблем. Думаю, что поставки идут через третьих подставных лиц из Объединенных Арабских Эмиратов.
ДИКАРИ С ВОЕННОЙ ВЫУЧКОЙ...
- Я на судне отвечаю за погрузку и разгрузку, сохранность груза, пожарную безопасность, жизнь членов экипажа, - говорит старший помощник капитана Артем Демидюк. - Признателен всему экипажу, показавшему себя достойно. "Дети пустыни" убедились, что такое флотская дисциплина, взаимоотношения офицеров и моряков... У меня сложилось впечатление, что многие из пиратов впервые встретились с цивилизованными людьми. И даже были рады пожить в таких прекрасных условиях. Кажется, многие из них вообще не знали, что такое проточная вода, душ... В общем, не они нас, а мы их заставили жить по нашим правилам, по нашему распорядку. Вплоть до того, что ели мы не тогда, когда хотели они, а когда наш повар отдохнет и придет на камбуз готовить еду на всех.
Конечно, бандиты запугивали оружием, угрожали морякам физической расправой. Однако поняв, что находятся на судне с опасным грузом, который нуждается в постоянном мониторинге, в контроле температуры и прочее, пришли к выводу, что, как и мы, они находятся на одной пороховой бочке. И, если что случится, погибнем все вместе.
На мостике постоянно находились с десяток вооруженных пиратов. Они хотели свою "вахту" и в машинном отделении выставить, но мы соврали, что судно полностью автоматизировано, управление главным двигателем происходит с мостика. Таким образом, мы избежали повсеместного контроля на судне и смогли "замаскировать" 20 тонн дизтоплива. На случай отхода, если стоянка затянется надолго, чтобы в любой момент могли запустить двигатель.
Пиратские командиры явно прошли специальную военную подготовку. Некоторые из них с гордостью вспоминали, как участвовали в боях против американцев в Могадишо. Даже демонстрировали свои шрамы - знаки отличия и доблести. А вооружение у них - советское. Стреляли по нашему судну из наших же "калашниковых". Но у пиратов была четкая инструкция: никого не трогать физически. Понятно, не из гуманности. Просто потому, что если кто-то из нас пострадает, то борцы за независимость и свободу, как именуют себя флибустьеры, сразу перейдут в разряд террористов.
А вот грабить пленных "борцам за свободу" ничто не мешает. Они бегали по каютам и где что видели - то и брали.
Хотите, нарисую портрет среднестатистического сомалийского пирата? Высокого роста, худющий, с европейскими чертами лица, одет в футболку, набедренную повязку, босиком и с автоматом "калашом" в руках.
"ПОДАРКИ" СРАЗУ ЖЕ НАДЕВАЛИ НА СЕБЯ
- Это был мой третий рейс, два предыдущих - практика, - улыбается моторист Алексей Добрынин, которому всего 24 года. - Из-за грабежей на судне я, наверное, пострадал меньше других. У меня забрали только одну рубашку. Вещи просили культурно, но отказать было тяжело...
- За годы плавания я попадал в разные передряги, - говорит старший механик Виктор Куликовский. - Случались грабежи, воровство, в портах Малайзии, Южной Америки крали инструменты, швартовые концы, но такое - впервые. Первым пострадал капитан - забрали судовую кассу, перевернули всю каюту. Ко мне завалились на третий день. Забирали все, что им нравилось, и сразу на себя надевали: по две рубашки, курточки, две пары брюк... По размеру мои вещи на них слегка великоваты были, но все равно брали...
- Расскажите, как и на каких условиях вас отпустили?
- Увы, эту информацию нас попросили пока не разглашать.