То, что на рынках у нас торгуют азербайджанцы, дома строят молдаване и украинцы, улицы мостят армяне, а подметают таджики, стало привычным явлением. Но вот "гастарбайтеры" на пуантах - зрелище для провинции пока еще экзотическое.
Двадцатипятилетняя Мария-Елена Гауде Куихада из испанского города Альбасете приезжала в Сыктывкар весной к своему жениху и коллеге по лондонской труппе Европейского балета Антону Вальдбауэру, ныне танцующему в театре оперы и балета Коми. Прожив на Севере полтора месяца, Мария-Елена решила задержаться здесь подольше. Провела переговоры с директором театра Валентиной Судаковой и главным балетмейстером Любовью Сизовой, договорилась о сотрудничестве...
По словам Марии-Елены и Антона, в Испании балет не в чести, на всю страну две профессиональные балетные труппы, в которые новичку сложно попасть. Чтобы работать по специальности, балеринам все равно приходится уезжать за рубеж.
Кстати, зарплату испанской балерине в Коми определили скромную даже по российским меркам - всего три тысячи рублей в месяц. Ведь ни северных, ни районных надбавок иностранке не положено. Антон же как солист балета получает пять тысяч. "Я не сообщила родителям о своей здешней зарплате, - говорит Мария-Елена. - Узнай про это, они были бы просто в шоке: в Испании столько в среднем зарабатывают за два-три дня.
Недавно испанка станцевала в сыктывкарском театре свой первый спектакль - "Жизель". Пока, правда, не главную партию, но в декабре в балете для детей "Золотой ключик" на музыку Мечислава Вайнберга Мария-Елена исполнит роль... пуделя Артемона. Кроме того, балерина задействована и в мюзикле "Миллионерша".
Снять на положенное жалованье отдельную квартиру невозможно, поэтому Антон и Мария-Елена живут в служебной коммуналке театра. Еще одну комнату в ней занимает Мина Окумура. 21-летняя японка в Сыктывкаре с августа, с театром она успела съездить на гастроли в Финляндию. В России Мина уже четыре года и хорошо выучила русский язык. До того японка три месяца проучилась в Ташкентском хореографическом училище, завершила обучение в Алма-Ате, а стажировку прошла в Пермском хореографическом училище. Пока с ней заключен контракт на сезон, но Мина намерена продлить его.
В своем родном городе Исикава (остров Хонсю) Мина с пяти лет занималась танцами - правда, не классическими, а современными. Однажды в их город приехал русский балет - и после этого Мина твердо решила стать балериной и учиться балету в России. Но начала обучение в балетной школе на родном острове Тоета, где преподавали русские хореографы.
В Сыктывкаре Мине предстоит танцевать Жизель, будет занята она и в других постановках. К местному быту японка приспособилась своеобразно: поскольку времени на приготовление пищи практически нет, то она почти и не ест. Говорит, во-первых, так легче прыгать на сцене (а партнерам - поднимать ее), во-вторых, рис в городе совершенно не такой, как в Японии, она никак не привыкнет к его вкусу...
Жесткая диета не мешает Мине фанатично осваивать новые партии. В единственный положенный театральным артистам выходной день читает привезенные с собой книги или пишет письма родителям. Причем не пользуется компьютером (его, как и телевизора, у балерины нет), а отправляет свои послания обычной почтой. К холоду Мина уже привыкла, да и пермский опыт ее научил, что в Россию надо ехать с приличным запасом теплой одежды.
Зарплата у Мины такая же, как у Марии-Елены. Но как и испанку, японку это не слишком огорчает. Летом она съездила домой, и родители дали ей немного денег. Главное, считают юные иностранные балерины, - выступая на российской сцене они обогатятся ценнейшим опытом, который поможет затем выстроить профессиональную карьеру.
Как видим, российская культура, которой живется очень нелегко, по-прежнему держит марку настолько высоко, что люди, искренне ценящие искусство, готовы ехать к нам из богатых стран. И не только в столицу, но и в провинцию.