"ТОСКА": ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

В субботу на телеканале "Россия" зрители увидят уникальный проект под названием "Тоска" в местах и моментах "Тоски". Автор идеи и продюсер проекта Андреа Андерманн перенес действие популярной оперы Джакомо Пуччини с театральных подмостков на улицы Рима, в те самые места, которые были описаны в либретто, и разыграл его в тех же точно временных отрезках, которые обозначил автор. То есть, если в либретто написано, что данная сцена разворачивается в полдень в таком-то соборе, значит, именно в этом соборе ровно в полдень ее и снимали.

"Тоска" в местах и моментах "Тоски" впервые вышла в прямой эфир телеканала RAI в июле 1992 года. Главные партии исполнили лучшие итальянские вокалисты: Пласидо Доминго, Катерин Мальфитано и Руджеро Раймонди. Вместе с итальянцами за историей любви певицы Тоски и революционера Каварадосси наблюдали 1,5 миллиарда телезрителей в 107 странах. Проект получил 3 премии "Эмми", а Андреа Андерманн приобрел репутацию продюсера, способного сделать невозможное. Спустя 8 лет Андерманн по тому же принципу поставил "Травиату" в Париже" Джузеппе Верди, прошедшую с еще большим успехом (она была показана российским телезрителям в минувшем году на католическое Рождество). Не исключено, что следующий трансконтинентальный телепроект Андерманн будет делать на Украине.
Мы встретились с сеньором Андерманном во время его трехдневного визита в Россию. Будучи продюсером мирового масштаба, в общении Андерманн - человек простой и открытый. Прежде чем приступать к сугубо деловому разговору, рассказывает о дружбе с Бернардо Бертолуччи и Лилианой Кавани, делится впечатлениями о России, с гордостью показывает фотографии любимой кошки, некогда привезенной из Сибири.
ВЕСЬ МИР - ТЕАТР
Когда Андерманн задумал ставить "Тоску", за его плечами уже был ряд масштабных проектов - больших концертов и международных трансляций. "Тоска" была выбрана не случайно. В молодости Андерманну довелось поработать в театре на постановке "Тоски" Франко Дзефирелли с великой Каллас. Его впечатления оказались столь яркими, что свой телевизионный эксперимент он решил провести именно с этим материалом. Будучи по натуре человеком мира, Андерманн, родившийся в Албании, выросший в Италии, учившийся во Франции, не признает границ, а потому решил вынести представление не только за пределы театральных подмостков, но и пригласить на него весь мир. "Я живу на два дома между Италией и Францией. Очень много идей приходит мне в голову, когда я лечу в самолете. У меня нет понятия дома как такового, мой дом там, где я нахожусь сейчас. Поэтому я предлагаю людям смотреть мои проекты, где бы они ни находились".
КОГДА Б ВЫ ЗНАЛИ...
На подготовку ушло 5 лет. Только лишь проектирование и изготовление технического оборудования заняло 2 года. Постоянно возникали какие-то нюансы, требующие доработки. Одной из самых сложных проблем, вставших перед съемочной группой, стал вопрос акустики. Она должна была быть естественной и в то же время - соответствовать требованиям телевизионного эфира. Скажем, согласно либретто, первый акт оперы проходит в церкви Святого Андреа делла Вале, постройке ХVI века. Но эхо в храме длится целых 9 секунд. С таким звуком выходить в эфир было невозможно. И перед звукорежиссерами была поставлена задача: нивелировать эхо. Мастера звука построили в храме специальную декорацию, которая "впитывала" звук, и таким образом проблема эха была решена.
Прямой трансляции предшествовали три месяца ежедневных восьмичасовых репетиций. Особенность заключалась в том, что обычно вокалисты не поют по утрам, поскольку считается, что связки еще "спят", не подготовлены для работы. Но поскольку первый акт оперы начинается в полдень, а третий - на рассвете, артистам пришлось на протяжении нескольких недель начинать петь с 6 утра.
Для осуществления съемки на 360 градусов было задействовать 27 телекамер. На проекте работали 4 съемочные группы на 4 площадках плюс одна группа снимала с вертолета. Чтобы освещение было равномерным, пришлось задействовать 1000 киловатт освещения, которое скрывалось внутри помещения.
Три части оперы транслировались в прямом эфире на протяжении двух дней. И это вполне закономерно. Ведь первый акт начинался ровно в полдень с выстрела пушки, в капелле Аттаванти, второй - в 20.15 (время ужина) во дворце Фарнезе, а вот третий - на рассвете следующего дня в 6 часов в замке Святого Ангела. Интересно, что симфонический оркестр и хор при этом располагались в студии RAI недалеко от резиденции Папы Римского, за несколько километров от мест событий. Дирижер Зубин Мета управлял оркестром в наушниках: в одно ухо ему давали партии вокалистов, а в другое - оркестр, параллельно он наблюдал за вокалистами на мониторах. Оркестранты тоже играли, сидя в наушниках: в одно ухо они слышали вокалиста, а в другое - своего соседа. Исполнители тоже могли видеть оркестр и дирижера на мониторах, скрытых от глаз зрителей, и слышать музыку посредством динамиков. Микрофоны, передающие вокальные партии, крепились к волосам артистов и были тщательно спрятаны в прическах. Запасные микрофоны закрепили в складках одежды артистов. Плюс к этому по всей съемочной площадке были разбросаны микрофоны, которые также не были видны на экране.
Бюджет "Тоски" Андерманна составил 20 миллионов евро. Рейтинги премьеры в Италии были сопоставимы лишь с футбольными матчами национальной лиги. Интересно, что после эфира на телеканалы разных стран, осуществляющих ретрансляцию, стали приходить письма с просьбой повторить "Тоску". Большая часть этих писем были написаны молодыми людьми, ранее никогда не интересовавшимися классической оперой.
Секретом успеха проекта сам Андерманн считает высоко профессиональную команду, собранную из лучших специалистов в области кино, телевидения и музыки. Так, оператором на проекте был Витторио Сторвро, трижды лауреат премии "Оскар", снявший "Последнего императора" Бертолуччи и "Апокалипсис сегодня" Копполы.
...Во время нашей беседы с Андерманном, как раз в тот момент, когда маэстро рассказывал о том, что проекты не смогли бы состояться без выдающегося режиссера "Тоски" и "Травиаты" Джузеппе Патрони Гриффи, раздался телефонный звонок из Рима. Звонивший сообщил Андерманну, что только что в Италии умер ближайший друг маэстро режиссер Гриффи.
ВСЕ НЕ СЛУЧАЙНО
Странные драматические совпадения сопутствуют Андерманну на протяжении всей жизни. Его отец, некогда известный венский адвокат, свободно говоривший на 11 языках, был родом из небольшого местечка на юге Украины. Семья Андерманнов была довольно зажиточной. После первого еврейского погрома 1905 года они эмигрировали в Австро-Венгрию, где и встретились родители будущего продюсера. За чашкой чая Андерманн поведал мне удивительную историю о том, как перед его первой поездкой на Украину ему приснился сон: "Я увидел паспорт моего отца, в котором было написано место его рождения - Каменец-Подольский. Отец умер до того, как я родился, и я никогда не знал о том, откуда он родом. И когда мы приехали на Украину, я спросил у людей, которые нас принимали, есть ли город с таким названием. Они ничего определенного не сказали. А через пару дней сообщили, что навели справки: действительно в Хмельницкой области есть такой город". Андреа поехал туда. Его привели к зданию местной думы и сказали: "Вот здесь жила семья вашего отца". Интересный нюанс: на украинском языке дума звучит как "рада". Продюсерская компании Андерманна уже многие годы называлась "RADA film"...
В РОССИЮ С ЛЮБОВЬЮ...
Скоро Андерманн вновь приедет в Россию. В его голове множество планов. Он одержим идеей двух русских проектов, для осуществления которых периодически путешествует по нашей стране, прослушивая молодых русских вокалистов. Он планирует снять большой фильм о русской душе, пытаясь понять, в чем же ее загадка. Второй русский проект Андерманна будет связан с животными, поскольку сам маэстро заядлый кошатник и считает наблюдение за животными одним из самых интересных занятий в жизни. И это еще не все: "У меня есть одна задумка, которую я, скорее всего, не смогу осуществить. По всему миру поставить на улицах камеры, а в других странах поставить экраны. И таким образом люди в реальном времени смогут видеть, что в это время происходит в другом месте земного шара".