Молодежь труда боится

37% выпускников российских вузов не готовы идти работать, а хотят продолжить обучение

Большинство выпускников (41%), которые хотят продолжить обучение, планируют пойти в другой вуз и получать второе высшее образование там. 24% недавних студентов выбирают аспирантуру.

Остальные хотят получать дополнительное образование на курсах. Например, дополнительно изучить иностранный язык или бухгалтерский учет. Лишь 3% выпускников обратятся в магистратуры и бизнес-школы.

При этом большинство ребят, которые не хотят продолжать обучение сразу после вуза, предполагают, что в будущем им понадобится дополнительное обучение. Они просто пока не определились, какое именно. Кстати, свои шансы найти желаемую работу сразу после вуза такие выпускники оценивают на 3,6 балла по пятибалльной шкале.

Таковы выводы исследования жизненных траекторий выпускников различных вузов, которое провела команда ученых — Виктор Вахштайн, Давид Константиновский и Дмитрий Куракин. Опросы выпускников проводились в Чувашии, в Свердловской, Воронежской, Томской областях и в Краснодарском крае. В них приняли участие студенты 40 вузов.

Желание оставаться вечным студентом есть более чем у трети российских выпускников, а это почти 400 тысяч молодых специалистов. Получив заветную корочку, они боятся выходить на рынок труда, чувствуют себя неуверенно, а потому стремятся остаться на институтской скамье. И кризис только усугубит ситуацию. Для молодых на рынке сегодня работы мало, и этот фактор уже сегодня отпугивает многих от начала нормальной карьеры.

Погоня за знаниями

Из 37% ребят, которые собираются продолжить обучение сразу после вуза, лишь 2% планируют только учиться. Остальные надеются совмещать работу и учебу.

На практике трудоустроиться куда-либо по специальности им будет сложно. Хотя бы потому, что редкий работодатель согласится брать вчерашнего студента на неполный рабочий день. А именно так придется работать хотя бы первый год учебы в аспирантуре или при получении второго высшего. Ученые задали вопрос ребятам, которые планируют продолжать учиться после вуза, о целях продолжения обучения. Большая часть из них — 36% — признались, что хотят «продолжить обучение для удовлетворения интереса и развития способностей, для самосовершенствования». 33% хотят продолжить обучение, чтобы стать более востребованными на рынке труда, а 21% — чтобы повысить шансы на успех в личной жизни.

Среди оставшихся — студенты, которые ответили по-другому. К примеру, для некоторых дополнительное образование (аспирантура) — это возможность откосить от армии.

Амбициозное образование

Итак, большая часть недавних студентов планируют получать дополнительное образование «для самосовершенствования». Возникает вопрос: кто не давал им заниматься этим в течение 4–6 лет учебе в вузе? Ответа, скорее всего, не будет, ведь именно так чаще всего отвечают те люди, которые толком не знают, зачем они сделали это.

Корреспондент «Труда» опросил знакомых аспирантов, и многие признались, что они пошли на этот шаг, потому что на кафедре предложили. Недавнему студенту перспектива стать кандидатом наук польстила, и он с радостью окунулся в море самосовершенствования.

А теперь попробуем разобраться, кого преподаватели вузов чаще всего зовут в аспирантуру. Увы, это не те ребята, которые трудятся по специальности. Обычно это отличники, старосты групп и университетские активисты. Они вряд ли когда-либо работали по специальности, зато с радостью согласились пойти в аспирантуру. Практикам сюда попасть сложнее.

Похожая картина — и со вторым высшим образованием. Платно (а второе высшее образование получить бесплатно невозможно) его может получить только студент, который неплохо зарабатывает сам. Таких после пятого курса немного. Поэтому на сегодняшний день второе высшее получают дети обеспеченных родителей.

«Когда я пришел в аспирантуру, то обнаружил, что единицы действительно интересуются экономикой. Со мной учились дети деканов и местных чиновников, молодежные активисты, отпрыски бизнесменов. Я не знаю, зачем они вообще получали ученую степень — могли бы сразу пойти работать», — возмущается выпускник аспирантуры вуза в Санкт-Петербурге Алексей.

Получается, что дополнительное образование многие ребята получают не для совершенствования, а вхолостую. И лишь единицы действительно планируют заниматься научной работой или преподавать. Для многих «самосовершенствование» — это синоним словосочетания «перекантоваться как-нибудь». Особенно актуально это стало во время кризиса.

Карьеры ради

33% выпускников, которые планируют продолжить образование сразу после вуза, хотят таким образом повысить свои шансы на рынке труда.

Логика простая: вот увидит работодатель все ученые степени и высшие образования и сразу возьмет на работу. Только этого не будет: компании отдают предпочтения кандидатам с опытом работы. Хотя бы минимальным.

Поэтому даже кандидат наук без опыта работы сможет претендовать лишь на начальные позиции. «Когда я решил уйти с кафедры, то не мог найти работу по специальности в частной компании. Сейчас тружусь редактором химической литературы в издательстве», — говорит кандидат химических наук Алина.

Полезное дополнение

Однако если выпускник будет получать дополнительное образование и работать по специальности, то это действительно поможет ему стать более востребованным на рынке труда.

«Получение научной степени значительно сузит для кандидата спектр развития профессиональной карьеры, поскольку сегодня спектр бизнес-направлений, в которых бы степень рассматривалась как преимущество, ограничен», — говорит Юлия Смирнова, директор департамента по развитию бизнеса компании «Империя кадров». Она поясняет, что, как правило, это западные и российские компании, ориентированные на наукоемкие технологии. Например, российские филиалы западных компаний, сохранившие доверие к нашим ученым степеням, особенно в сфере естественных наук. При этом если тема диссертации будет непосредственно связана с будущей работой, то претендент на вакансию получите неоспоримое преимущество перед другими.

Но, увы, таких вакансий немного. Если обратиться к статистике кадровых агентств, то вакансий, для которых обязательным требованием к кандидату было наличие ученой степени, не превышает одной десятой процента от всего количества запросов, и, как правило, степень не дает никакого увеличения заработной платы.

Второе высшее образование тоже может быть хорошим преимуществом. Но только если навыки, полученные во время обучения, действительно помогут в работе. Второе образование, никак не связанное с трудовой деятельностью, никаких преимуществ не дает.

«Самый распространенный пример — когда специалист дорастает до управленческой позиции и ему не хватает экономических знаний либо образования в сфере менеджмента», — говорит Юлия Смирнова из «Империи кадров».

Однако в случае с недавним выпускником вуза это бывает довольно редко. Чаще всего такое образование получают уже после нескольких лет трудовой деятельности.

Юлия Смирнова отмечает, что достаточно часто от кандидата требуют наличия второго высшего образования в сфере юриспруденции. И если два полученных образования — медицинское и маркетинговое, финансовое и юридическое, техническое и экономическое, финансовое и управленческое — попадают «в яблочко» требований к вакансии, то кандидат может рассчитывать на увеличение зарплаты до 50%.

Любовь виновата

21% опрошенных выпускников считают, что дополнительное образование поможет им устроить личную жизнь. Можно подумать, что дополнительный диплом как-то прибавляет шарма!

Не удивлюсь, что большая часть из этих процентов — девушки, которые хотят в университете или на курсах познакомиться с симпатичным преподавателем. Или просто думают, что в аспирантуре или на втором высшем образовании молодые люди умнее и богаче.

Есть еще один вариант: барышни и молодые люди считают, что с двумя дипломами или кандидатской степенью они будут более привлекательными для противоположного пола.

Но ведь никто ни разу не слышал о случаях, когда на ком-то женились или за кого-то выходили замуж из-за второго высшего образования или ученой степени!

Хотя этот 21% еще раз показывает отношение студентов к учебе: они видят в дополнительном обучении возможность продолжения вузовских приключений и развеселой студенческой жизни.

Их будет больше

Если 37% студентов хотят продолжить образование сразу после вуза, а примерно еще столько же признаются, что им понадобится продолжать обучение через определенное время, то это должно насторожить преподавателей университета.

Ведь выпускники вузов практически в открытую говорят: нам недостаточно знаний, мы не можем найти нормальную работу сразу после вузов. Они никому не нужны.

«Молодые специалисты не горят желанием выходить на рынок труда. Даже на моем факультете в этом году в четыре раза увеличился поток поступающих», — признается один из авторов исследования Виктор Вахштайн, декан факультета социологии и политологии Московской высшей школы социальных и экономических наук — Российско-британского поствузовского университета.

Количество желающих получать дополнительное образование, скорее всего, будет только увеличиваться. По данным исследования, специалисты дополнительного образования отмечают ежегодный рост числа студентов, получающих дополнительное образование.

Почему вы продолжили образование и что вам это дало

Мария Аристархова, второе высшее образование — факультет управления РГГУ:

— Сейчас я работаю при одном из комитетов правительства Москвы, второе высшее по специальности «управление» даст мне возможность продвигаться по карьерной лестнице в этом комитете до главного специалиста, потом начальника группы, дальше пока не смотрю. И, естественно, это повышает заработную плату.

Рустам Ашрафов, аспирант факультета политологии МГТУ им. Н. Э. Баумана:

— Несмотря на высшее техническое образование, я с интересом пошел в аспирантуру на кафедру политологии. Считаю, надо отнимать ученые степени у тех, кто писал и защищался для галочки. Кто-то уйдет сразу, кто-то возьмется за ум и сделает действительно научную работу. Пусть халявщики откупаются от армии в военкоматах.

Алина Зотова, аспирант факультета Информационных технологий МГППУ:

— Я закончила вуз в 2006 году, а в аспирантуру поступила в 2009-м. До поступления я ездила на научные конференции, преподавала. В аспирантуру пошла, соскучившись по системному образованию, и хотела работать со студентами. Большинство моих одногруппников совмещают учебу в аспирантуре с работой на неполный день в вузах.

Филипп Алексенко, аспирант факультета географии МПГУ:

— В аспирантуру поступил, потому что появилась возможность. В условиях кризиса глупо торопиться выходить на рынок труда. Кроме того, безусловно, привлекает престиж, связанный с научной работой. Получить ученую степень сегодня престижнее работы в большой компании. Я хочу заниматься только наукой — она и есть работа.

 

Ольга Махоткина, выпускница МГГУ:

— В аспирантуру я и не думала поступать. Зачем это нужно — не понимаю! А вот получить второе высшее образование очень хотелось бы. Первое высшее у меня экономист-менеджер. А второе хочу получить психологическое. Во-первых, потому, что учиться очень люблю, и мне нравятся предметы, которые будут на психологии. А во-вторых, психологическое образование очень полезно для женщин.

 

Павел Шведов, аспирант экономического факультета Уральского государственного экономического университета:

— Высшее образование — слабое преимущество на современном рынке труда, диплом получить несложно, многие государственные вузы поставили образование на коммерческий конвейер. А вот аспирантура и ученая степень — это возможность делать карьеру в науке, что куда перспективнее бизнеса.