В онлайн-кинотеатре КION начался показ остросюжетного детектива режиссера Виталия Воробьева «Банда «ЗИГ ЗАГ», основанного на реальных событиях, которые происходили в блокадном Ленинграде. Зачем современному кино возвращаться к теме Великой Отечественной войны, «Труду» рассказала актриса Мария Лисовая. В сериале она играет одну из главных ролей — сотрудницу Всесоюзного института растениеводства Юлию.
— Чем вас, Мария, привлекла история, которая легла в основу фильма «Банда «ЗИГ ЗАГ»?
— Тема блокады Ленинграда, по-моему, не может оставить равнодушным никого, а фильм дал мне возможность познакомиться с ней ближе. Я и сама провела некоторую исследовательскую работу — отыскивала информацию в интернете, библиотеках, разговаривала со знакомыми историками. Находила дневники детей того времени, а так как в течение определенного периода занималась со школьниками в театральной студии, то и их знакомила с этим материалом. До сих пор не все важные документы блокадной поры доступны, многие факты скрыты от нас, а то и забыты. Я, например, только на нашем проекте узнала о существовании банды ЗИГ ЗАГ, название которой расшифровывается как «Защитники интересов Германии — Знамя Адольфа Гитлера».
Конечно, меня притягивала и возможность сыграть такую героиню, как Юлия. Она входила в число хранителей образцов зерна из коллекции Всесоюзного института растениеводства, основанного Николаем Вавиловым. Эти люди в самое тяжелое время нашли в себе силы не употребить семена в пищу, а сохранить для будущего, хотя многие из них в буквальном смысле умирали от голода. Мне кажется, нам сегодня очень важно об этом знать. Да хотя бы для того, чтобы немножко встряхнуть себя. Когда привыкаешь к комфорту и сытости, кажется, что так оно и должно быть всегда. И вдруг осознаешь, что еще 80 лет назад наши предки находились в совершенно других условиях, недоедали, но преодолели выпавшие на их долю испытания благодаря стойким жизненным принципам. Поневоле спрашиваешь себя — а что бы ты сделала, попав в такую ситуацию, смогла бы проявить такую же самоотверженность? И ответ далеко не всегда положительный.
— У вашей героини есть реальный прототип?
— Режиссер Виталий Воробьев говорил, что это собирательный образ. Но в разговорах о своих коллегах-ученых Юлия называет имена реальных людей, совершивших подвиг самопожертвования.
Героиня Марии Лисовой — из тех, кто спасал не себя, а будущее страны
— Чем вам больше всего запомнились съемки?
— Пожалуй, уличными сценами. Мы снимали в центре Петербурга, ныне прекрасного и многолюдного, и было очень трудно найти такие ракурсы, где он казался бы вымершим, погруженным в страшную атмосферу блокады. Но и в этом несоответствии — свой смысл.
— Сегодняшнее военное кино нередко ругают за недостоверность: мол, в сценах сражений или окопной жизни актеры какие-то чистенькие, сытые, исполнительницы ролей иногда даже современный макияж не удосужатся смыть. Как вы относитесь к таким упрекам?
— В чем-то вынуждена согласиться с критиками. Но люди сейчас и в целом совсем другие, нежели в то время, а в большинстве кинолент и сериалов артисту даже необходимо оставаться красивым, а не грязным, хотя это и было бы правдоподобнее. Сам дух и воздух той эпохи уже переданы в великих фильмах, которые нам не переплюнуть. Как не имеет смысла и соревноваться с советскими актерами.
Тем не менее, на нас тоже лежит ответственность: во времена СССР многие из затрагиваемых сейчас тем просто не могли быть подняты. Вот и наш сериал описывает задокументированный факт, о котором до сих пор знали немногие. Так что у нашего фильма есть еще и просветительская роль.
Современное кино должно обращаться к запретным прежде темам, убеждена актриса
— Некоторые востребованные в кино актеры уходят из репертуарных театров, чтобы освободить время для съемок, а вы в прошлом году, наоборот, поступили в Театр имени Гоголя. Почему?
—Дело в том, что он тогда создавался худруком Антоном Яковлевым почти с нуля, и мне стало интересно поучаствовать в этом процессе. Вот если бы меня пригласили в репертуарный театр с уже сложившимся укладом, я бы вряд ли пошла. Сейчас я занята в двух спектаклях. В «Дориане Грее» Константина Мишина у меня заглавная роль (в этой постановке главного героя играют сразу несколько актеров и актрис — «Труд»), у режиссера необычное видение произведения, и я всех приглашаю посмотреть нашу трактовку образов Оскара Уайльда. Еще я ввелась в спектакль «Девять» Сергея Виноградова, который уже много лет существует на Малой сцене театра. Также играю в труппе театра-студии «Вахтанговский практикум», который создали единомышленники: почти все его артисты учились в Щукинском театральном институте на курсе имени Владимира Петровича Поглазова, эти спектакли идут на сцене Театра «Школа драматического искусства» на Новослободской. Конечно, из-за такой занятости на сцене иногда возникают сложности с тем, чтобы отпроситься на съемки. Но я люблю театр, он мне необходим для творческого роста.
— Вас не путают с вашей тезкой и почти однофамилицей — моделью Марией Лесовой?
— Я узнала о ее существовании еще в юности, когда участвовала в конкурсе «Топ-модель по-русски». Мне тогда сказали, что в нем уже побеждала девушка, которую зовут почти так же, как меня, и это-де хороший для меня знак — мне надо развиваться в модельном бизнесе. Но я все-таки выбрала актерскую профессию и нисколько не жалею об этом.
— Некоторые ваши поклонники оставляют в Cетитакие отзывы: «Мне не важно, как эта девушка играет, я просто любуюсь ее красотой». Как вы реагируете на подобные признания?
— Во всяком случае это лучше, чем если бы писали: «У нее ни красоты, ни таланта». Каждый зритель имеет право на свое мнение, хотелось бы только пожелать авторам выражать его в интеллигентной и вежливой форме.
— В соцсетях вы часто пишете на экологические темы. Откуда у вас к ним интерес?
— На мой взгляд, очень важно понимать, в какой среде мы живем и как на нее влияем. Когда я приезжаю в родной Нижний Новгород навестить семью и вижу свалки мусора в лесах и вокруг водоемов, меня действительно мучает вопрос: как остановить это варварство и что я могу для того сделать? Стараюсь одними рассуждениями не ограничиваться. Например, на съемочных площадках по возможности договариваюсь с продюсерами, чтобы на обедах использовали обычную, а не одноразовую посуду. А еще в Москве через организацию, которая устраивает встречи, я инициировала мероприятие на тему экологии. Кстати, его информационно поддержала и моя землячка Наталья Водянова, хотя лично мы никогда не встречались. На мой призыв пришли человек десять, в том числе и абсолютно не знакомые мне люди. Мы устроили весеннюю уборку мусора, который снесли в экоцентр на переработку, а потом прослушали заказанную мной лекцию об экологических проблемах. Я бы с удовольствием и в Нижнем Новгороде сделала нечто подобное, но, увы, из-за занятости не могу бывать там часто.
— Вы еще и созданием мультфильмов увлекаетесь?
— Было дело в ковидное время. Хорошего настроения самоизоляция не прибавляла, и я сняла мультик о червячке в депрессии. В этом существе меня всегда впечатляла неубиваемость: его хоть режь, а часть с головой все равно выживет. Показалось забавным сочинить историю о том, как подобному персонажу вдруг взбрело в ту самую голову покончить с собой и что из этого вышло. Вообще заниматься мультипликацией — моя мечта, но это очень кропотливый труд. Рисовать я люблю, в свое время окончила художественную школу, периодически меня можно увидеть на улицах города с мольбертом в руках.
— Кого еще вам хотелось бы сыграть?
— Вряд ли сейчас назову вам конкретную роль, но меня часто посещает мысль, что в современных фильмах ярких мужских образов куда больше, чем женских. Во всяком случае в проектах, где я участвую, на десяток интересных ролей для актеров приходится лишь одна для актрис. Очень хочется, чтобы былобольше возможностей для женщин раскрыть себя, свою природу.
Мария — за более активный поворот нашего кино к женской теме. Фото Дарьи Володиной предоставлено онлайн-кинотеатром KION
— Знаю, вы не любите вопросов о личном, но все-таки спрошу: ваше сердце сейчас занято?
— Да.
— А что вы больше всего цените в мужчинах?
— Честность и доброту.
— Разве материальный статус избранника вас не интересует?
— Это скорее второстепенное обстоятельство, хотя не скажу, что для меня оно совсем не имеет значения. Встречаться с альфонсом я бы не стала. К счастью, мой мужчина достаточно обеспечен, а я поддерживаю его во всех начинаниях.
— Что пожелаете себе и окружающим?
— Чтобы люди больше думали о последствиях слов, которые они готовы по поводу и без выпустить на волю. В последнее время я ощутила на себе, как тяжело жить в эпоху хейта. Сама я никогда не писала ничего обидного на страницах незнакомых мне людей, потому что понимала: через несколько минут я об этом забуду, а человек долго будет видеть мою запись и переживать. Тютчев недаром писал: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Убеждена: нужно быть мягче и терпимее друг к другу, агрессии вокруг и так хватает.
P.S. 28 января 2024 года фильм «Банда ЗИГ ЗАГ» стартует на телеканале Рен ТВ.