В ЖЕНЕВЕ БОРОДИНА ОТПУСТЯТ?

Что думают по поводу задержания Павла Бородина сами швейцарцы, требующие его выдачи? Об этом - наш разговор по телефону с главным редактором влиятельной швейцарской газеты "Тан" Эриком ХЕСЛИ - политологом и специалистом по России, прекрасно знающим и русский язык, и многих наших политиков. Не разделяя в целом точку зрения собеседника, приводим основные аргументы коллеги. Думаем, это поможет всем заинтересованным в скорейшем возвращении Бородина на Родину лучше понять логику зарубежных обвинителей и, возможно, поможет добиться его скорейшего освобождения.

- Господин Хесли, не кажется ли вам, что все случившееся с Бородиным в США - все-таки некий политический жест? Возможно, сигнал со стороны меняющейся вашингтонской администрации об ужесточении политической позиции по отношению к России?
- Здесь нет политики. Это чисто юридический вопрос. И с юридической точки зрения нет никаких, совершенно никаких сомнений: Бородин должен быть переправлен из США в Швейцарию, как требует наша прокуратура. Что касается американцев, то они действительно поставлены в деликатное положение. Идет смена власти, Белый дом заселяется новыми лицами, и сложившаяся ситуация вряд ли в Вашингтоне кому-то на пользу. Если в США все-таки сделают политический жест и каким-то образом отпустят Бородина, назовут задержание "недоразумением", это, в свою очередь, будет чревато проблемами и для самих американцев. Так что Штатам тоже приходится сделать выбор между политикой и законом.
- Зачем же было задерживать Бородина?
- Не оставалось другого выхода. Между Швейцарией и США существует соглашение об экстрадиции. Оно соблюдается безукоризненно. Причем чаще в его выполнении оказываются заинтересованными как раз американцы. Ведь в нашей стране с ее банковской системой нарушающие закон граждане Соединенных Штатов нередко пытаются спрятать свои грязные деньги. Их-то и задерживают в Швейцарии, а потом по просьбе прокуратуры США высылают в Штаты.
- Но ведь если бы госсекретарь Союза России и Белоруссии прибыл в Нью-Йорк с дипломатическим паспортом, всего этого недоразумения не произошло?
- Заблуждение! Только лица, официально аккредитованные в зарубежном государстве как дипломаты, пользуются по международной конвенции дипломатической неприкосновенностью.
- Однако существует же понятие этики...
- Конечно. Но в мире закон выше всех других норм.
- Но, как вы знаете, раздутое "дело "Мабетекс"" российской прокуратурой закрыто?
- Мы следим за этим внимательнейшим образом. В России - закрыто. А в Швейцарии, где ведется следствие, четверым его фигурантам - двум банкирам, адвокату и главе фирмы "Мабетекс" Беджету Пакколи - предъявлены обвинения.
- Разве Пакколи арестован?
- Я не говорил "арестован". По нашим законам предъявление обвинения не всегда, как и в данном случае, влечет за собой заключение в тюрьму. Согласен, это звучит несколько парадоксально. И хотя вопросы Бородину в Швейцарии зададут серьезные, даже если ему будет предъявлено обвинение, то все равно заключение под стражу вряд ли грозит.
- Зачем же тогда вы в Швейцарии так настаиваете на выдаче?
- Потому что судьи в Женеве ждут Бородина. Он и еще один фигурирующий в этом деле гражданин России должны ответить на их вопросы. Мне бы хотелось, чтобы в Москве поняли: швейцарцы не требуют осуждения Бородина, не стремятся заключить его в тюрьму. Они настаивают на ином. По закону он должен быть доставлен в Швейцарию, где ведется следствие по его делу, для допроса. Он подозревается в отмывании крупной суммы денег. Я могу со значительной долей вероятности предположить, что и в случае признания виновным его отпустят - под залог, под поручительство...
- А что у вас в Швейцарии собираются делать с Пакколи?
- Полагаю, расследование в отношении Пакколи продолжится. Но с Россией оно, похоже, не будет связано. Сейчас следователи пытаются пролить свет на его связи с бывшим югославским лидером Милошевичем. Выяснить роль, сыгранную Пакколи в Косово...
- Скажите, все ли в Швейцарии разделяют вашу точку зрения на "дело Бородина"?
- Не знаю тех, кто придерживался бы другого мнения. Это расследование касается окружения прежнего президента России Ельцина. Если не поставить все точки, то оно может бросить тень и на нового президента.