ДЕНЬ БУША-2

Сначала, если не считать дождя со снегом, все шло в день инаугурации чин чином: на западной террасе Капитолийского дворца, в котором находится конгресс США, собрались важные гости, в том числе бывшие президенты, а вдоль маршрута, ведущего к месту инаугурационного парада, выстроились десятки тысяч зрителей и тысячи блюстителей порядка.

Точно по графику началось приведение к присяге нового вице-президента Ричарада Чейни и затем президента. Когда Буш-младший начал обращение к гостям словами "президент Картер, президент Буш...", раздался дружелюбный смех: впервые глава государства обращался к отцу как к экс-президенту.
В короткой речи после присяги Буш-младший призвал соотечественников к единству, нарушенному необычными выборами, пообещал сократить налоги и увеличить ассигнования на социальные программы. В его программе предусмотрено также значительное увеличение военных ассигнований. "Мы, - заявил Буш, - построим такую оборону, равной которой не будет в мире. Пусть враги свободы и нашей страны не заблуждаются".
Сюрпризы начались, когда новый президент пошел по традиции проводить предшественника до вертолета, дожидавшегося его на площадке с восточной стороны Капитолия. Но к крыльцу вдруг подкатила вереница автомашин, и Клинтон с сенатором Хиллари отправился на базу ВВС "Эндрюс", которая служит президентским аэропортом, по земле. Это и все происходившее с Клинтонами дальше телевидение показывало параллельно с празднеством, то и дело деля экран на две равные части.
В "Эндрюс" заранее свезли множество сторонников экс-президента, включая бывшего госсекретаря Олбрайт. Клинтон сказал речь о том, что "было сделано много хорошего". В Нью-Йорке, в аэропорту "Кеннеди", его ждала еще одна толпа, перед которой он снова выступил, и опять это транслировалось на всю страну. А тем временем Буш-отец, Картер и все прочие просто садились на вертолет, делали прощальный круг над центром столицы и улетали домой, не мешая чужому празднику.
Общее мнение таково, что Клинтон использовал последние дни и часы своей власти для того, чтобы превратить инаугурацию Буша в свои "именины". И в значительной степени добился этого. Недаром в предыдущие дни карикатуристы изощрялись на тему того, как Клинтона вывозят из Белого дома вместе с креслом, а он продолжает подписывать президентские декреты. И это соответствовало истине. Сразу после присяги Буш в пожарном порядке подписал распоряжение о блокировании ряда решений, утвержденных Клинтоном буквально в последние минуты. В частности, наложен запрет на принятие в госучреждения недавних назначенцев Клинтона, которые формально подали в отставку, но фактически по его декрету остались бы на своих местах.
Видимо, приступ активности обуял его на радостях от того, что он наконец избавился от страха попасть сразу по выходе из Белого дома на скамью подсудимых - все по тому же старому делу о лжесвидетельстве в ходе разбирательства его сексуальных забав с Моникой Левински. Новый специальный прокурор Реймонд Рэй накануне инаугруации пошел "ради спокойствия нации" на закулисный компромисс: Клинтон признает свою вину, и на этом вопрос закрывается без суда. Кроме того, он на пять лет лишается права на юридическую практику и уплачивает 25 тысяч долларов штрафа. Клинтон, тогда все еще президент, мгновенно согласился, но уже на следующий день его адвокат заявил, что "президент и не думал признавать, что он лгал".
Во время инаугурации ожидались серьезные беспорядки, но экстренные правоохранительные меры предотвратили их. И все-таки до машины Буша долетели теннисный мяч и апельсин. Но, надо думать, новый президент воспринял это как мелкую неприятность по сравнению со спектаклем, разыгранным предыдущим жильцом Белого дома.
P.S. По случаю вступления в должность нового президента США американский посол в Москве Джеймс Коллинз устроил в своей резиденции "Спасо-хаус" прием- как раз в часы, когда в Вашингтоне проходила церемония инаугурации. В зале ее можно было наблюдать в прямом эфире на нескольких огромных телеэкранах. Среди гостей были, в частности, заместитель председателя Госдумы Владимир Лукин и замминистра иностранных дел РФ Георгий Мамедов.