11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЖМИ НА "ВАЗ"

Проценко Александр
Статья «ЖМИ НА "ВАЗ"»
из номера 013 за 23 Января 2001г.
Опубликовано 01:01 23 Января 2001г.
В Тольятти - праздник: открылся отдел кадров "АвтоВАЗа". Последние три года завод практически никого не брал на работу, за исключением выпускников "своего" ПТУ, да разве еще подросших детей кадровых рабочих, уходящих на пенсию (такая замена допускалась). Но сегодня ВАЗ объявил о наборе людей, так сказать, "с улицы": запланированный на 2001 год значительный рост выпуска автомобилей требует мощного кадрового пополнения.

- В новом году ВАЗу предстоит побить собственный производственный рекорд, - рассказывает вице-президент по производству Михаил Добындо. - Только на основной площадке завода и в опытно-промышленном производстве будет собрано более 752 тыс. автомобилей (при проектной мощности главного конвейера в 660 тысяч автомобилей в год). Кроме этого предстоит изготовить примерно 54 тыс. кузовов, двигателей и других узлов высокой степени готовности для сборочных заводов в Сызрани, на Украине и Эквадоре. Еще 50 тысяч вазовских двигателей ждут в Ижевске, на сборке автомобиля "Орбита"-2126, а 56 тысяч "микролитражных"" двигателей (объемом 0,75 куб. см) надо поставить в Серпухов и Набережные Челны для производства "Оки"...
Вот так начинаются на ВАЗе новый век и тысячелетие. Причем сегодня уже ясно: темпы автомобильного производства в Тольятти будут нарастать и далее. Долгосрочный прогноз покупательского спроса более, чем оптимистичен: в 2010 году продажи легковых автомобилей в России составят 2,5 - 2,8 млн. штук (сегодня - чуть более одного миллиона). Только в нынешнем году, по словам заместителя министра промышленности, науки и технологии Сергея Митина, выпуск легковых автомашин в стране должен вырасти не менее чем на 5 процентов. А где их взять? Нижегородский "ГАЗ" снижает выпуск "Волг" и лишь обещает наладить производство "фиатов". Столичный "Москвич" совсем "дышит на ладан" - Контрольно-счетная палата Москвы уже рекомендовала правительству города рассмотреть вопрос об экономической целесообразности поддержки завода, в который сколько денег ни вкладывай - все без толку! Новые, многократно разрекламированные заводы, которые грозились "завалить" Россию дешевыми иномарками, так и не "раскрутились", несмотря на полученные громадные налоговые льготы. И так далее...
Зато стократно обруганный, многократно оклеветанный ВАЗ не только выстоял, выдержал все сваливавшиеся на него напасти, но и успешно развивается, продолжая "автомобилизировать" Россию.
- Главная заслуга "АвтоВАЗа" в том, что за эти годы он сохранил в России национальное автомобилестроение, - сказал в канун нового года первый заместитель генерального директора Николай Ляченков.
Это действительно так. И дело не только в том, что все последние десять лет в Тольятти сотнями тысяч (!) выпускались "Жигули" и "Самары". Поставленный в тяжелейшие условия резкого снижения покупательной способности населения завод сумел перевести из-за рубежа в Россию производство подавляющего большинства комплектующих деталей и узлов, что позволило удержать цены на автомобили в допустимых пределах. Одновременно на конвейер была поставлена новая, вполне современная модель - "десятка", и сегодня она не только освоилась на российском рынке, но востребована и за рубежом: в Испании, Португалии, Греции, странах Северной Европы. А заводские конструкторы и технологи уже приготовили производственникам новый вазовский "джип" ВАЗ-2123 (в нынешнем году будут изготовлены первые 2 тыс. товарных автомобилей). Готовится к постановке на конвейер машина совершенно нового семейства - "Калина".
Парадокс: этот завод при минимальной государственной поддержке уже мог бы "озолотить" страну: ни в Восточной Европе, ни в Юго-Восточной Азии, ни в Африке - странах с ограниченным покупательским спросом - сегодня нет массового, дешевого, но современного легкового автомобиля. А потребность в нем - огромнейшая (не меньше, чем в самой России). И главное - в Тольятти этот автомобиль уже есть. Для запуска его в серию требуется лишь "финансовый первотолчок", а далее все закрутится. Мы могли бы стать законодателями автомобильных мод на "восточном" рынке, куда "опели", "саабы" и "мерседесы" еще десятки лет будут завозиться от силы сотнями штук. Могли бы зарабатывать миллионы и миллионы долларов, продавая не энергоносители (как сегодня) и не автоматы Калашникова (как в советские времена), а самую мирную массовую - причем очень престижную - готовую (!), высокотехнологичную (!) продукцию.
Кстати, даже в нынешних, далеко не "тепличных" условиях завод почти на треть увеличил отчисления в бюджеты всех уровней - заплатил за 2000 год 21,3 млрд. рублей вместо 16,3 млрд. рублей в 1999 году. И при этом довел среднюю зарплату своих рабочих до 5000 руб., что вдвое превышает среднероссийские заработки. Представляете, насколько могли бы вырасти эти цифры, если бы тольяттинский автогигант в кооперации с другими российскими предприятиями стал основным поставщиком "легковушек" на автомобильные рынки таких же, как мы, "развивающихся стран"?
Но вместо помощи... Увы, все эти годы "АвтоВАЗ" от кого-то отбивается и в чем-нибудь оправдывается. Доказывает, что "не враг", "не вредитель" государству и федеральной власти. Хорошо, что заводу, его коллективу, его руководству хватает стойкости, терпения и выдержки. А если бы не хватило?
Но речь даже не о власти, а о нас, автомобилистах, потребителях вазовской продукции: доколе мы-то будем хаять то, что имеем? Когда раскроем глаза и увидим, что нынешний "АвтоВАЗ" - это не только "завод, достойный своей страны" (какова страна - таков и завод), но даже уже лучше, чем страна? Что это уже совсем иной завод, и работает он иначе, чем раньше. И машины делает другие!
В нынешнем году, например, ВАЗ не выпустит ни одной "десятки" с карбюраторным двигателем - только с инжекторными. То же самое - "девяносто девятая" модель и ее новая модификация "Самара-2" (ВАЗ-2115). "Восьмерки" и "девятки" будут и карбюраторными, и впрысковыми. Машины, отправляемые из Тольятти на экспорт, уже соответствуют экологическим нормам "Евро-3". Теоретически такой же "выхлоп" могут иметь и автомобили, выпускаемые для России. Но осилит ли наш покупатель соответствующее увеличение цены (система электронного управления двигателем с нейтрализатором может составить около 20 процентов от стоимости автомобиля на отдельную комплектацию). Растет качество, причем не только на самом "АвтоВАЗе": сегодня уже 60 процентов комплектующих поставляются на конвейер с предприятий, прошедших аттестацию на соответствие международным стандартам ИСО-9000. В итоге снизилось число гарантийных ремонтов, а это самый объективный показатель качества.
И если в родном Отечестве продукцию "АвтоВАЗа" привыкли больше поругивать, чем хвалить, то за рубежом, похоже, ситуация начинает быстро меняться: российские "Жигули" там пользуются все возрастающим спросом. В прошлом году на экспорт было отгружено без малого 99 тыс. автомобилей. В нынешнем году ожидается солидный рост: в очередь выстраиваются Украина и Казахстан, Ближний Восток, Южная и Центральная Америка, страны Балтии, Сирия, Алжир...
То есть "Жигули" вновь, как когда-то, могут стать дефицитными. Впрочем, в рыночных условиях эта беда нам не грозит. Зато ожидается очередное повышение цен - "на некоторые модели, с целью выравнивания спроса". Такая рекомендация прозвучала на собрании недавно созданной Международной ассоциации дилеров АО "АвтоВАЗ".
Заметьте: раньше в зимние месяцы автоторговцы требовали от ВАЗа дополнительных скидок, чтобы "не допустить затоваривания". На сей раз все дружно заявили, что спада продаж не ожидается. Похоже, "Жигулей" и в самом деле на всех может не хватить...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников