НАРКОМАН ЗА ПАРТОЙ

Многим входящим в класс учителям даже неведомо, что у нынешних учеников, говоря языком психологов, "уровень тревожности" несравнимо выше, чем у их сверстников 10 - 15 лет назад. Не удивительно, что для педагогов нашествие наркотиков на школы и вузы вызвало шок.

Да, ребенок, подросток, юноша сегодня качественно изменился, констатировал вице-президент Российской академии образования Давид Фильштейн на недавней коллегии Министерства образования РФ. Потому что изменились жизненные ценности и та среда, в которой развивается растущий человек. В новом веке дети каждый день испытывают не только учебные, но и моральные, психологические перегрузки. Неокрепшие души подвергаются натиску пропаганды жестокости и насилия. И вот что еще характерно: самый "трудный" возрастной период, переполненный острыми эмоциональными переживаниями и внутренними противоречиями, теперь приходится уже не на пятнадцать или шестнадцать лет, а на одиннадцать-двенадцать.
Именно одиннадцать лет, по свидетельству социологических опросов, являются сейчас в России средним возрастом "первой пробы" наркотика (для сравнения: в 1991 году к "зелью" начинали приобщаться в 17 с половиной лет).
Темпы, с которыми наркомания распространяется в детско-молодежной среде, обескураживают. Информированность о психоактивных веществах высока даже у тех школьников и студентов, которые никогда их не пробовали - в ходе недавних опросов ребята без особого напряжения памяти назвали десятки известных им наркотических средств. В составе опрошенной группы молодежи от 12 до 22 лет доля употребляющих наркотик или пробовавших его хотя бы раз составляла 44,8 процента - это примерно 4,9 миллиона человек.
Два года назад Министерство образования РФ приняло концепцию профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной сфере. Первые шаги по ее реализации уже принесли результаты. Председатель комитета образования Санкт-Петербурга Татьяна Голубева рассказала о том, что в ее городе во всех медико-психологических центрах были открыты антинаркотические кабинеты. На курсах повышения квалификации 1200 преподавателей прошли специальную подготовку, выпущены 12 пособий и 2 видеофильма, разработана компьютерная программа с методической базой для педагогов. По примеру Швеции, Финляндии и Польши создаются загородные профилактические базы для подростков. Десятки тысяч питерских мальчишек участвуют в движениях "Техника против наркотиков", "Спорт против наркотиков". Заместитель министра образования Московской области Галина Попова сообщила, что на средства из федерального бюджета в Подмосковье строится два центра реабилитации наркоманов. Такие же центры, по словам заместителя министра образования РФ Елены Чепурных, в скором времени появятся в Ульяновской и Самарской областях. А в Татарстане противостоять подростковой наркомании активно берутся юные волонтеры. И добиваются неплохих результатов - попавшие в беду скорее готовы поверить сверстнику, чем склонному к назиданиям взрослому.
Министр образования Владимир Филиппов пообещал, что профилактические кабинеты в скором времени появятся во всех учреждениях образования страны - в школах, профессиональных училищах, вузах и т.д. В каждую школу будут направлены комплекты специальной методической литературы для классных руководителей, учителей-предметников, технического школьного состава и родителей. Планируется повсеместно организовать родительские всеобучи и обеспечить хотя бы одним специалистом по профилактической работе с детьми каждый из 2700 районных центров России. Пройдут курсы по специальным программам и студенты педвузов, поскольку будущим учителям необходимо знать, как уберечь от наркотиков учеников. К сожалению, говорили выступавшие, среди борцов с наркоманией появляется все больше непрофессионалов, а порой и явных шарлатанов. По словам министра, все программы этого направления будут проходить обязательную экспертизу. Впрочем, для этого нужно сначала подготовить экспертов.

Комментарии для сайта Cackle
Конкурс на лучшее применение мавзолею Ленина, объявленный Союзом архитекторов, пришлось закрыть через два дня из-за шквала негатива.