ОТМЫВАНИЕ ЧЕРНОГО "МЕРИНА"

Многие зарубежные гости, впервые попав в Москву, удивляются обилию в нашей столице дорогих

Многие зарубежные гости, впервые попав в Москву, удивляются обилию в нашей столице дорогих лимузинов. Столько "БМВ", "лексусов" и "мерседесов" им не приходится видеть ни в Берлине, ни в Париже, ни в Лос-Анджелесе. Что ж, оставалось бы только порадоваться росту благосостояния россиян, если бы не одно "но": едва ли не все элитные иномарки, принадлежащие нашим соотечественникам, либо угнаны на территории других стран, либо переправлены через таможню с нарушением закона.
Только представьте себе: в начале девяностых годов Интерпол разыскивал в России 2,4 миллиона краденых на Западе машин. Впрочем, с наступлением XXI века эта цифра вдвое сократилась. Объясняется это просто: на практике автомобили старше трех лет перестали разыскивать. Страховщики считают, что возиться со старьем нет смысла. Но по-прежнему называют нас страной краденых иномарок.
"ЛИПА" ИЗ ГАИ
Как бы там ни было, а всем пригнанным в Россию иномаркам правдами и неправдами выправляют документы через ГИБДД. А покупатели, вопреки всякой логике, не задумываются, почему дорогущий "мерин" можно приобрести всего за 5-7 тысяч долларов.
В службе собственной безопасности (ССБ) МВД России оценили ситуацию как аномальную. А так как элитные иномарки были легализованы именно в столичных регистрационных отделах ГАИ, по указанию министра внутренних дел и по согласованию с прокуратурой была предпринята масштабная проверка этих подразделений.
Результаты ее превзошли самые мрачные ожидания. Официальная формулировка: низкая учетно-регистрационная дисциплина, отсутствие контроля, сокрытие материалов от учета. Проверить все регистрационные документы за последние десять лет оказалось нереальной задачей. Однако и то, что удалось "накопать", впечатляло. Были возбуждены полтысячи уголовных дел по фактам контрабанды, подделки документов, перебивки номеров, а также превышения должностных полномочий.
Во время проверки были запрошены сведения из экспертно-криминалистического подразделения ГУВД Москвы, где обычно проводят исследования, чтобы выяснить, не перебиты ли номера на двигателях, не подделаны ли документы и т.д. Оказалось, что за последнее время эксперты изучили около 28 тысяч эпизодов. По каждому из них нужно было выносить решение - либо возбуждать уголовное дело, либо дать "добро" на постановку транспортного средства на учет. Вот тут-то и обнаружилась едва ли не самая большая неожиданность: более чем в половине случаев никаких решений так и не было принято. Почему? Проверяющие поясняют: безусловно, далеко не каждое исследование должно было закончиться уголовным делом. Однако можно не сомневаться, что при более пристальном расследовании количество уголовных дел могло бы вместо пятисот исчисляться тысячами.
АНЕКДОТЫ ОТ ИНСПЕКТОРА
Завоз в Россию криминальных элитных иномарок давно уже поставлен на поток. И не только в Москве. Так, некоторое время назад разразился скандал в городе Георгиевске на Ставрополье: здесь выправили документы и поставили на учет 300 иномарок. А дальнейшая проверка показала, что регистрацию этих автопризраков ставропольцы оформили, когда автомобили находились еще в... Арабских Эмиратах!
Профессионалам известны и другие способы переправки в Россию машин. Один из них - похищение паспортов транспортных средств (ПТС). Бланки крадут обычно на таможне. Затем в них вписывают "нужное", и в России появляется еще один владелец "Мерседеса".
Есть и такой вариант легализации: появление машин-двойников. Махинаторы проникают в базу данных по машинам, подставляют ее реквизиты в паспорт для краденого автомобиля. По словам сотрудников милиции, машин-двойников в столичном регионе множество, а обнаружить их не так-то просто. Случается, дело доходит до анекдотов. Так, в Арабских Эмиратах Интерпол арестовал дорогой автомобиль, принадлежащий местному шейху. Шейха едва не хватил инфаркт, но это недоразумение удалось разрешить. Оказалось, точно такой же автомобиль, с теми же данными, параллельно колесил по российским просторам.
В Москве применяется и такой способ. Предположим, автомобиль, числящийся в "угонных" списках Интерпола, найден. По закону информация об этом должна быть срочно направлена в Интерпол, чтобы там оповестили страховую
КРУТЫЕ "АВТОЛЮБИТЕЛИ"
Занявшись проблемой регистрации криминальных иномарок, сотрудники службы собственной безопасности МВД столкнулись с неприятной ситуацией. Недовольных акцией оказалось даже больше, чем ожидалось. Кто разъезжает на "проблемных" лимузинах? Кроме звезд шоу-бизнеса и криминальных авторитетов, на "паленых" тачках катаются депутаты Госдумы, крупные госчиновники и даже представители правоохранительных органов.
Оценив ситуацию, несложно уяснить: начав проверку ГИБДД, сотрудники службы собственной безопасности вместе с Мосгорпрокуратурой задели крутых "автолюбителей". А те не собираются сидеть сложа руки, не исключено, что в борьбу за собственность включатся и коллеги из силовых структур. Потому что смело и бесплатно ездить на "паленом" "Лексусе" может лишь человек с солидным "прикрытием". А владельцы из "штатских" на свой комфорт тоже денег не жалеют: на черном рынке комплект номеров с маячками и спецталонами стоит 30 тысяч долларов, "флаговые" номера - 50 тысяч.
...А КАРАВАН ПОКА ИДЕТ
Тотальная проверка работы столичного ГАИ, говорят в ССБ, позволила сделать первые выводы. Во-первых, нам не помешало бы изучить опыт других стран. Во-вторых, совершенно очевидно, что стоит внести некоторые изменения в законодательство. К примеру, в Германии одинаково строгому наказанию подвергается не только продавец краденой машины, но и покупатель. А может быть, есть смысл решиться и на неординарный шаг: узаконить все российские иномарки, но с выплатой разумных компенсационных сумм.
Впрочем, пока это только прожекты. Ведь нельзя даже точно сказать, какова будет судьба тех пятисот возбужденных уголовных дел.