10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВОЗВРАЩЕНИЕ "ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА"

Шевцов Никита
Статья «ВОЗВРАЩЕНИЕ "ЛЕТУЧЕГО ГОЛЛАНДЦА"»
из номера 012 за 23 Января 2003г.
Опубликовано 01:01 23 Января 2003г.
Корабли Королевских военно-морских сил Австралии обнаружили в ста километрах от берегов "зеленого континента" рыболовное судно "Шестая высшая цель", зарегистрированное на Тайване. Его трюмы были забиты уже начавшейся портиться макрелью. Но ни одного из 12 членов экипажа найти не удалось. Люди исчезли. И никто даже предположить не может, что с ними случилось. Правда, высказываются мнения, что их могли похитить пираты, которые время от времени появляются на быстроходных судах у берегов Австралии. Но военные моряки со всей уверенностью заявляют, что в том районе никаких других судов замечено не было. Траулер, длина которого 20 метров, был отбуксирован в порт Брум, что на севере Австралии. Так что же случилось с командой "Шестой высшей цели"?

Вот уже многие столетия легенды о кораблях-призраках будоражат воображение композиторов и писателей, искателей приключений и просто любителей тайн и загадок. Еще Генрих Гейне упоминал об одном из таких кораблей в повести "Из мемуаров господина фон Шнабелевопского", а также в другом своем произведении - "Путевые картины".
Загадочному кораблю, носившемуся по морям и океанам и наводившему ужас на моряков, посвятил свою знаменитую оперу "Летучий голландец" композитор Рихард Вагнер. Он хорошо знал легенду о том, что еще в XVI веке шхуна "Либера-Нос", принадлежавшая голландскому моряку Бернару Фокку, за считанные дни доставила в "страну тюльпанов" из дальних стран крупную партию пряностей. И тогда все решили, что капитан корабля совершил сделку с самим дьяволом. А когда "Либера-Нос", отправившись в очередное плавание, так и не вернулась обратно, то поползли слухи, что ее моряки, от которых остались одни скелеты, приговорены к вечному блужданию по морям, чтобы сеять смерть вокруг себя. Так родилась легенда о "Летучем голландце".
Истории о кораблях-фантомах передавались из уст в уста, и, судя по всему, зачастую строились на вполне реальных событиях.
В свое время много шума наделала история с парусником "Копенгаген", 14 декабря 1928 года отправившимся в плавание из Монтевидео в Мельбурн. Тогда он считался самым крупным парусным судном в мире. Его длина составляла сто сорок метров. Огромный черного цвета корпус был отделан деталями из серебра. Всеобщее восхищение вызывали пять мачт с парусами, общая площадь которых составляла шесть тысяч квадратных метров. Это был учебный парусник датского военно-морского флота. На его борту находились 75 моряков.
22 декабря корабельная рация парусника, находившегося в Южной Атлантике в районе острова Тристан-да-Кунья, передала привычное сообщение: "На борту все нормально". И после этого от корабля не поступило никаких известий. Шли месяцы. Все сочли парусник погибшим, как вдруг в июле 1930 года недалеко от чилийских берегов экипаж аргентинского сухогруза увидел в открытом море огромное пятимачтовое судно, у которого был корпус черного цвета. Оно мчалось на всех парусах.
"Горе нам, - воскликнули моряки, - перед нами корабль-призрак". Но фантом так же неожиданно исчез, как и появился.
"Копенгаген" видели (и не раз) жители прибрежных чилийских селений, если верить свидетельским показаниям, собранным историком Робером де ла Труа. Рыбаки говорили, что корабль-призрак производил грозное и пугающее впечатление, когда при полном парусном оснащении спешил навстречу буре.
"Копенгаген" видели также неподалеку от острова Пасхи и у берегов Перу.
Независимые свидетели, описывая это судно, сходились в мельчайших деталях. Но каким образом этот загадочный корабль оказался в Тихом океане, в десятках тысяч километров от того места, откуда он в последний раз передал свои позывные? Что стало с его экипажем? Ответы на эти вопросы не найдены до сих пор.
Похожая история произошла с другим кораблем под названием "Бэйчимо", получившем прозвище "призрак Арктики". Этот крупный корабль водоизмещением тысяча триста тонн использовался в арктических морях для транспортировки мехов, добытых охотниками, промысловиками. В октябре 1931 года он попал в ледовый плен. Капитан и экипаж покинули борт и стали дожидаться наступления полярной весны. Но 2 ноября льды неожиданно отступили и освободили корабль, который вскоре исчез. Эскимосы обнаружили его в полной сохранности и со всем грузом в пятистах километрах от зимней стоянки. Корабль разгрузили, а на следующую ночь он опять исчез. И только через пять месяцев "Бэйчимо" вновь удалось увидеть без каких-либо серьезных повреждений. Вот так еще почти четверть века, если верить очевидцам, судно блуждало по арктическим водам, наводя страх на моряков. Двадцать пять лет загадок и скитаний...
Но самым загадочным из кораблей-призраков является, пожалуй, американская бригантина "Мария Целеста". По крайней мере, ажиотаж, вызванный более века назад событиями, происходившими с этим судном, не утихает до сих пор. Ученые и специалисты никак не могут сойтись во мнении: что же это все-таки было - проявление "темных сил" или же простое стечение обстоятельств?
"Мария Целеста" под командованием капитана Бенжамина Бриггса покинула Нью-Йорк в ноябре 1872 года и с грузом коньячного спирта на борту отправилась в Италию. Приблизительно через месяц с ней встретился в океане английский бриг "Дея Грация". На запросы бригантина не отвечала и продолжала идти, "рыская по волнам", то есть безо всякой причины меняя направление движения. Капитану брига Морхаузу стало ясно, что "Марией Целестой" никто не управляет. Он отдал команду сблизиться с бригантиной. Посланные на "Целесту" матросы во главе со старшим штурманом Оливером Дево не обнаружили там ни единой живой души.
При осмотре помещений, груза и личных вещей экипажа был выявлен ряд странных и совершенно необъяснимых обстоятельств. Все вещи находились на своих местах, даже курительные трубки в кубрике матросов лежали так, как если бы их хозяева отлучились буквально на минуту. Груз был в целости и сохранности, значит, отпадала и версия о нападении пиратов. В капитанской каюте сохранились драгоценности и деньги, в камбузе - полугодовалый запас питьевой воды и продуктов питания. При этом на борту бригантины не оказалось спасательной шлюпки, а также некоторых навигационных приборов. Был найден разбитый компас и судовой журнал, в котором последняя запись сделана 24 ноября1872 года. В ней сообщались координаты, где в этот день находилось судно. В общем, все указывало на поспешное бегство команды с судна.
Капитан Морхауз, зная, что за возвращение корабля и груза его владельцам ему причитается пять процентов их стоимости, поручил штурману Оливеру Дево и группе матросов привести "Марию Целесту" в Гибралтар, куда она и прибыла через 40 дней. Специально проведенное расследование не внесло никакой ясности в то, что же случилось с "Марией Целестой" на самом деле и где экипаж.
Да, океан умеет хранить свои тайны. И, скорее всего, загадка судна без экипажа, обнаруженного на днях у берегов Австралии, тоже останется неразгаданной, пополнив длинный список легенд.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников