В ФРГ СУДЯТ ОЛИГАРХОВ

Совсем недавно Иозефу Аккерману, председателю правления Немецкого банка - крупнейшего в ФРГ финансового института, вручили в Лондоне приз "Лучший банк 2003 года". Эту награду нередко называют "Оскаром в финансовой сфере", и не случайно Аккерман, окруженный всеобщим почитанием, сидел на торжестве на самом почетном месте рядом с принцессой Анной.

Теперь могущественный магнат сидит на скамье подсудимых в Земельном суде в Дюссельдорфе, обвиняемый по статье 266 Уголовного кодекса ФРГ. "Кто нарушает предоставленные ему полномочия, - говорится в статье, - по распоряжению чужим имуществом и наносит ущерб тем, чьи имущественные интересы он представляет, карается лишением свободы до пяти лет или денежным штрафом". Денежным штрафом, когда речь идет о мелочах, а в данном случае в криминальный оборот вовлечены миллионы.
Шеф Немецкого банка не один на скамье позора, рядом - Клаус Эссер, бывший председатель всемирно известного концерна "Маннесман", Клаус Цвиккель, недавно ушедший в отставку вождь крупнейшего в западном мире отраслевого профсоюза металлистов и еще несколько членов наблюдательного совета "Маннесман АГ". Элита из элит, олигархи из олигархов в уникальном в послевоенной Германии уголовном процессе.
Во многотомии уголовного дела и обвинительного заключения суть, если рассматривать ее схематично, выглядит довольно ясной. В конце 1999 года руководство "Маннесмана" получило предложение от британского телекоммуникационного концерна "Водафон" (Vodafon) поменять все акции немецкого гиганта на 43,7 процента акций британской фирмы. Партнер из ФРГ отверг эти предложения как совершенно невыгодные. И вдруг, спустя всего пару месяцев, правление "Маннесмана" идет на сделку с "Водафоном", уступая свои акции по несколько более высокому курсу.
Метаморфоза обрела криминальные оттенки, когда выяснилось, что Эссер, Аккерман, Цвиккель и другие члены наблюдательного совета, без согласия которых эта продажа не могла бы состояться, получили в виде "премиальных и отступных" 57 миллионов евро! За счет акционеров, тех, чьим имуществом, как говорит закон, им надлежало добросовестно управлять.
Прокуратура возбудила уголовное дело, следствие продолжалось более двух лет, и на этой неделе состоялось первое судебное заседание. Предполагается, что слушание по нему завершится к 30 июня. Грандиозный скандал в среде олигархов, понятно, вызывает бурную реакцию в немецком обществе. Возмущенные акционеры довольны, что укравших у них миллионы все-таки посадили на скамью подсудимых. Ангела Меркель, председатель ХДС - партии прежде всего крупного капитала, занимает, естественно, совершенно иную позицию. Она с негодованием говорит о том, что процесс наносит ущерб имиджу "экономики Германии" и предрекает (знакомый и для россиян аргумент), что уголовное преследование капитанов индустрии может отпугнуть иностранных инвесторов.
Однако немало в Германии тех, которые видят в этой истории проявление эффективности немецкого правопорядка, подтверждение крепких устоев демократии. Сам по себе факт начала судебного разбирательства в Дюссельдорфе расценивается как победа справедливости, невзирая на лица. "Каждый, за кем числится вина, - пишет "Берлинер цайтунг", - вынужден считаться с тем, что понесет за это ответственность. Это касается даже шефа Немецкого банка, пожалуй, самого могучего представителя деловых кругов в этой стране и к тому же гражданина Швейцарии". Остается подождать завершения поступи немецкой Фемиды по славному и трудному пути демократии и социальной справедливости.