КРИТИКИ ЛЮБЯТ ПОГОРЯЧЕЕ

Сенсационными можно признать итоги вручения национальной премии киноведов и кинокритиков "Белый слон" - отечественного аналога американского "Золотого глобуса".

Юбилейная, десятая по счету, церемония награждения лауреатов собрала в Доме кино небывалое количество народа. В первых рядах сидел цвет нашего кино: Алла Демидова, Сергей Гармаш, Виктория Толстоганова, Виктор Сухоруков, Алена Бабенко, Оксана Фандера, которые вместе с виновниками торжества - кинокритиками - поднимались на сцену для вручения наград.
Но не количество ньюсмейкеров на квадратный метр площади и даже не качество самой церемонии, которая прошла без роскошных декораций и помпезных концертных номеров, но тем не менее достойно в интеллигентной "домашней" обстановке, впечатлили наблюдателей. Поразил призовой расклад, который резко выделил премию кинопрессы из сонма наград, вручаемых в эти январские дни.
Были, конечно, и вполне ожидаемые решения. Так, "Белый слон" за главную мужскую роль и за мужскую роль второго плана достался соответственно Сергею Пускепалису и Леониду Броневому. Этот блистательный дуэт из фильма "Простые вещи" Алексея Попогребского был замечен еще на прошлогоднем "Кинотавре", так что критики здесь не открыли ничего нового. Вполне справедливо "Белым слоном" за лучшую женскую роль была отмечена Галина Вишневская (эту награду вышли вручать актриса Вера Глаголева и ваш корреспондент), которая, подобно величавой Кариатиде, держит на себе фильм "Александра" Александра Сокурова. Но остальные решения критиков носят довольно радикальный характер.
Так, они прокатили по всем номинациям фильм "12" Никиты Михалкова и "1612" Владимира Хотиненко, которые являются главными претендентами на премию "Золотой орел", проводимую под патронатом все того же Михалкова. Не заметили они и фильм "Путешествие с домашними животными" Веры Сторожевой, а эта лента, напомню, победила на последнем Московском кинофестивале, который возглавляет опять-таки Михалков. Зато пишущая братия охотно выделила из общего потока ленты экспериментальные, поисковые, у которых не было шанса претендовать ни на "Золотого орла", где премии зачастую делятся между своими, ни на грядущую "Нику", которая традиционно поддерживает отечественный мэйнстрим.
Например, две награды - за лучший сценарий и лучший дебют - получил знаменитый драматург Александр Миндадзе, пробующий свои силы в режиссуре. Его сложная по структуре, а местами чрезвычайно запутанная лента "Отрыв" слишком уж оторвалась от привычных представлений о нормальном, "вменяемом" кино, но критики разглядели в этом опусе предвестие нового киноязыка.
"Белого слона" за лучшую режиссуру получила Кира Муратова, автор нашумевшей ленты "Два в одном", в абсурдистской манере повествующей о страданиях престарелого эротомана. У этой картины, которую многие обвиняют в имморализме, не было ни единого шанса просочиться в номинанты "Золотого орла" и "Ники", а кинопресса, как видим, отнеслась к стилевым, тематическим поискам гранд-дамы отечественного кино куда снисходительнее...
Однако самым радикальным решением критиков стало присуждение награды за лучший фильм скандальному -"Грузу 200". Напомню: эта лента Алексея Балабанова уже расколола киносообщество на два непримиримых лагеря. На уже упоминавшемся "Кинотавре" жюри во главе с режиссером Вадимом Абдрашитовым принципиально прокатило этот провокативный, жесткий фильм, не удостоив его даже утешительной награды. Эту позицию разделила и значительная часть критики, в том числе и автор этих строк, сочтя фильм Балабанова антиисторичной "чернушной страшилкой", этаким отечественным вариантом "Техасской резни бензопилой".
Но другая часть критики энергично настаивала на том, что "Груз 200" - это "главный фильм года и даже десятилетия", который "вбивает последний гвоздь в гроб коммунистического режима". И пока на нынешнем "Белом слоне" противники "Груза 200" голосовали кто за "Александру", кто за "Простые вещи", кто за "Изгнание" Андрея Звягинцева, сторонники "Груза 200" выступили единым фронтом, устроив в итоге фильму режиссера Алексея Балабанова и продюсера Сергея Сельянова уже не чаемый теми триумф.
Что ж, после этой церемонии стало очевидно: наша кинокритика, во всяком случае, ее радикальная и самая активная часть, любит кино погорячее. И это выводит премию "Белый слон" в ранг самой неожиданной, самой непредсказуемой кинонаграды сезона. Не скатиться бы, правда, при этом к поддержке одной лишь маргинальной ветви нашего кино...