Две музы на одной сцене

Любовь двух великих русских поэтов ХХ века Цветаевой и Пастернака «примерили» на себя актеры Лиза Боярская и Анатолий Белый

Любовь двух великих русских поэтов ХХ века Цветаевой и Пастернака «примерили» на себя актеры Лиза Боярская и Анатолий Белый. В основе драматургии спектакля «1926», всероссийская премьера которого состоится 25 января в Петербурге, лежит переписка поэтов, а также фрагменты поэмы Цветаевой «Крысолов».

Для Марины всё началось с восхищения творчеством Бориса. Об этом она ему и написала. В ответ получила такое же восторженное письмо. «Наши души начали видеть», как потом скажет Цветаева. Дальше – четырнадцать лет переписки, более 80 его писем и примерно столько же черновиков и фрагментов её писем. Он в Москве. Она в эмиграции. Он женат. И она замужем. Любовь платоническая. Но сколько в ней страсти, неистовости, магии!.. Она ему: «Наши жизни похожи, я тоже люблю тех, с кем живу, но это доля. Ты же воля моя, та, пушкинская, взамен счастья». Он: «Успокойся, моя безмерно любимая, я тебя люблю совершенно безумно...». «Расстояние: версты, мили/Нас расставили, рассадили,/Чтобы тихо себя вели/По двум разным концам земли…», - это стихотворение Марина посвятит ему.

Но как все это сыграть?

«Цветаева занимает для меня особое место в отечественной поэзии, – рассказала «Труду» Боярская. – Мне нравится ее экспрессия и поистине космическая одаренность. Она не боялась экспериментировать ни с размерами, ни с рифмами - в этом смысле Марина уникальна, ни на кого не похожа. Плюс масштаб личности, трагическая эпоха, выпавшая на её долю. Все это для меня как актрисы очень притягательно. Ещё в театральном институте наш педагог Валерий Николаевич Галендеев почти год помогал своим студентам постичь творчество Цветаевой. Можно сказать, я давно несла ее творчество в себе. И счастлива, что смогу сейчас поделиться этим со зрителем».

Несколько месяцев шла работа над постановкой, идею которого предложил Валерий Галендеев, а осуществили драматург и режиссер Алла Дамскер, художник-сценограф Глеб Фильштинский, художник по костюмам Алина Герман.

Если с актрисой на роль Марины Цветаевой решилось сразу и однозначно, то найти актера на роль поэта помог случай. Точнее, телевизионный сериал «Ворон», где партнером Лизы был Анатолий Белый, большой поклонник поэзии вообще и Пастернака в частности. Как в таких случаях говорят, звезды сошлись!

Спектакль «1926» - это первое драматургическое воплощение переписки поэтов. Название отсылает ко времени выхода в свет поэмы «Крысолов». Премьера пройдет в Малом зале Петербургской филармонии.

Интервью с Лизой Боярской - о сцене, экране и реальной жизни - читайте в ближайшем номере «Труда».