05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ГОГОЛЬ ТАКОГО НЕ ОЖИДАЛ

Лебедина Любовь
Опубликовано 01:01 23 Февраля 2000г.
Избалованная экзотическими спектаклями столичная публика не желает смотреть Гоголя. Даже Лии Ахеджаковой и Богдану Ступке не удалось убедить ее в пользе классики.

Всем казалось, что сбоев в прокате коммерческого спектакля "Старосветская любовь" (читайте в первоисточнике у Гоголя "Старосветские помещики") у продюсерской компании Анатолия Воропаева не будет. Как-никак постановку осуществил известный режиссер Валерий Фокин, а на центральные роли были приглашены Лия Ахеджакова из "Современника" и зарубежный артист Богдан Ступка, недавно назначенный на пост министра культуры Украины, что тоже сыграло немаловажную роль в рекламе спектакля. Но на деле все оказалось не так просто, как представлялось. Поневоле тут вспомнишь поговорку: "Не говори гоп - пока не перескочишь".
Ну кто мог представить, что публика, до отказа заполнившая зрительный зал Театра имени А.С. Пушкина (где проходили первые четыре спектакля), спустя полчаса после начала представления станет откровенно скучать и поглядывать на двери, а потом и уходить... Надо было видеть, как растерялись видные исполнители, не привыкшие к столь холодному приему. Как заволновались продюсеры, уже подсчитавшие, что надо сыграть не менее 240 спектаклей при полных аншлагах, продавая билеты по 300 рублей, чтобы вернуть деньги спонсировавшему их банку.
Антреприза на наших глазах пожинала плоды своей разудалой коммерческой деятельности. Приучив публику к легким, занимательным шоу, она выпустила "джинна из бутылки" и теперь уже не может заставить избалованного зрителя смотреть спектакли о непреходящих человеческих ценностях. В том числе о верности чувств двух ничем неприметных героев, счастливых от того, что прожили бок о бок всю жизнь и умерли почти в один день. Одна дама, сидящая рядом со мной и вся обвешанная золотом, после окончания спектакля недовольно спросила меня: "И это все?" Я ответила, что, насколько мне известно, второй части "Старосветских помещиков" Гоголь не написал... Такое пояснение даму явно не устроило, и она возмущенно парировала: "Зачем же деньги такие драли со зрителей, если счастливого конца в спектакле нет!" Ну хоть смейся тут, хоть плачь...
Признаюсь, во второй части спектакля я еле сдерживала слезы, когда Пульхерия Ивановна прощалась с жизнью, давая последние наставления Афанасию Ивановичу, как он должен вести себя после ее смерти. А тот словно малое дитя послушно кивал головой и никак не мог взять в толк, зачем она все это ему говорит?.. Потом он долго и бессмысленно стоял у ее могилки, ослепнув от льющихся из глаз слез, и шаркающей походкой шел в дом, где его больше никто не ждал.
Когда же спустя какое-то время ему явилась покойная жена, то он так обрадовался ее появлению, будто это не смерть за ним пришла, а наступило великое освобождение, избавляющее от постылого одиночества. Взявшись за руки, они уходили вместе в вечность по белому световому туннелю, открывающемуся в проеме кирпичной стены.
Честно говоря, в первой части спектакля я не надеялась, что артисты смогут "вырулить" на такой трагический и вместе с тем светлый финал. Так как придуманная режиссером лубочная форма представления рождала у зрителей ощущение игрушечных страстей, не имеющих ничего общего с драматическими коллизиями. Самая большая драма, какая могла произойти в жизни двух милых старичков, - это неурожай редиски или пропажа любимой кошечки Пульхерии Ивановны. Скорее всего, именно эта тишь, гладь да Божья благодать и оттолкнули ту часть публики, которая, не прочитав Гоголя, пришла посмотреть на любовный дуэт комической Ахеджаковой и острохарактерного Ступки. Они были возмущены тем, что вместо пикантного адюльтера им подсунули голубиное воркование двух "божьих одуванчиков", принимающих у себя в гостях самого автора, объедающегося вместе с ними пампушками с салом. Да и Гоголь (Игорь Ясулович) был какой-то странный, весь из себя загадочный, словно булгаковский Воланд. Он сжигал рукописи в печи, гипнотизировал предметы, заставляя их двигаться, тем самым пугая всех обитателей старосветской усадьбы. Одним словом, не понравилась вся эта фантасмагория богатенькой публике, предпочитающей за большие деньги развлекаться в театре, а не сопереживать героям и уж тем более плакать. Плакать, судя по всему, теперь придется продюсерской компании Воропаева, если ей, конечно, не поможет нынешний министр Украины, пригласив спектакль на гастроли в Малороссию, где жили старосветские помещики. Авось там им повезет больше, чем в Москве.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников