05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АНДРЕЙ ИЛЛАРИОНОВ: У НАС ПУТЬ ОДИН - ЛИБЕРАЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ

Головачев Виталий
Опубликовано 01:01 23 Февраля 2001г.

Когда 12 апреля прошлого года Владимир Путин назначил своим экономическим советником 38-летнего

Когда 12 апреля прошлого года Владимир Путин назначил своим экономическим советником 38-летнего Андрея Илларионова, это стало не только подтверждением приверженности главы государства либеральному курсу реформ, но и ярким примером "нестандартных" решений. Среди российских экономистов - что умеренно левой ориентации, что либералов - не много найдется не критиковавших Илларионова. Одним не нравился его рыночный радикализм, другим -очень жесткие оценки хода реформ. Но он не отступал от своих позиций. Его бескомпромиссность по принципиальным вопросам, независимость, острая полемичность не способствовали укреплению дружеских связей со многими коллегами.
Некоторые из них даже стали говорить о нем как о "весьма неглубоком" специалисте, склонном к эпатажу и "популистским громким заявлениям". Но позже выяснялось, что Илларионов оказывался прав. Многие его прогнозы сбывались с удивительной точностью. Когда власти в начале 1998-го убеждали всех в правильности своей экономической политики, Илларионов говорил о неминуемом крахе пирамиды ГКО. Он считал необходимым быстрейшее проведение девальвации и прекращение внешних заимствований, ведущих страну в долговую западню. Его не "услышали", и в августе 98-го в России произошел сокрушительный обвал финансового рынка. Только в июне - июле страна потеряла 9 миллиардов(!) долларов, которые были бездарно выброшены денежными властями на поддержание обреченного рубля (кое-кто на этом сделал большой капитал).
Илларионов имеет базовое экономическое образование. После окончания Ленинградского государственного университета и аспирантуры работал на кафедре международных экономических отношений, затем - заведующим сектором лаборатории Санкт-Петербургского финансово-экономического института. В1992-м стал первым заместителем директора Рабочего центра экономических реформ. В следующем году - назначение советником премьер-министра Черномырдина, руководителем группы анализа и планирования при председателе правительства. И на этом посту принципиальный специалист старался говорить правду, даже если она была неприятна начальству. Вскоре у него произошел очень острый разговор с премьером по поводу обмена денег. Были и другие серьезные расхождения. В начале 1994-го Илларионов подал в отставку, обвинив премьера в "экономическом перевороте". В ответ премьер уволил строптивого советника с формулировкой "за нарушение трудовой дисциплины". Последующие шесть лет ученый возглавлял организованный им Институт экономического анализа...
- Андрей Николаевич, что будет дальше с нашей экономикой, которая продемонстрировала в прошлом году небывалые за последние 30 лет темпы развития? Рост промышленности - 9 процентов, валового внутреннего продукта (ВВП) - 7,7, превышение экспорта над импортом - более 60 миллиардов долларов. Насколько, на ваш взгляд, устойчивы и долговременны эти позитивные тенденции? Удалось ли властям вывести наконец нашу экономику на восходящую траекторию подъема?
- Это сложный вопрос. На первый взгляд, результаты действительно неплохие. Но я бы не стал впадать в эйфорию. Во-первых, показатели могли быть существенно выше, учитывая те исключительно благоприятные для России условия, которые сложились в прошлом году (высокие мировые цены на экспортируемое сырье, в частности, на нефть, а с другой стороны - удешевление ввозимых в страну импортных товаров). Во-вторых, и это главное, позитивные сдвиги нельзя занести в актив только власти, во многом они обусловлены внешними факторами.
Если более внимательно посмотреть на происходящие в экономике процессы, проанализировать тенденции, то нетрудно увидеть, что ситуация, к сожалению, не улучшается, а ухудшается - происходит не ускорение роста, а его замедление. Это убедительно демонстрирует график, отражающий изменение объема промышленного производства, "очищенного" от влияния сезонности и влияния фонда рабочего времени. Так вот, в октябре - декабре 1998-го и первой половине 1999-го кривая на этом графике круто поднимается вверх, рост происходил на 2-2,5 процента ежемесячно. Затем кривая становится более пологой. В прошлом же году в период с января по август темпы роста снизились до 1-0,5 процента в месяц (за исключением мая), а с октября рост прекратился. Затем началось падение. В ноябре оно составило уже 0,3 процента, в декабре - 0,8. И хотя абсолютные цифры еще показывают рост производства по отношению к соответствующему периоду предыдущего года, но к предыдущим месяцам роста уже нет.
Это вызывает глубокое сожаление. Только за счет высоких мировых цен на нефть страна получила около 35 миллиардов долларов дополнительных доходов (из них в федеральный бюджет попало около четверти). Огромные деньги пришли к нам как бы из воздуха, а мы, увы, не смогли воспользоваться уникально благоприятной конъюнктурой. Властям не удалось справиться с управлением экономикой в 2000 году.
- Говоря "власти", вы имеете в виду правительство?
- Сказанное мной в той или иной степени относится к каждой ветви власти - и к исполнительной, и к законодательной, в том числе часть вины я принимаю на себя. Значит, не смог убедить коллег, не проявил настойчивости, не представил дополнительных аргументов...
- Но если оставить за скобками график затухающих производственных показателей, "очищенных" от влияния сезонного и календарного факторов, и посмотреть на абсолютные цифры, то разве таким уж маленьким является 9-процентный промышленный рост?
- Давайте посмотрим, каким был промышленный подъем в тех странах, которые сопоставимы с нами по структуре экономики. Рост производства составил в Южной Корее и Филиппинах - 24 процента, Малайзии - 19, Индонезии - 38, Украине -14, Казахстане -16. При сравнении с этими показателями наши уже не кажутся "рекордным" достижением.
- Каковы причины серьезного уменьшения потенциала промышленного роста в России?
- Если взять последний краткосрочный период, то среди главных причин - неспособность "переварить" большой поток поступающей в Россию валюты и, следовательно, укрепление рубля по отношению к доллару. Потребительские цены в прошлом году повысились на 20,2 процента, а американская валюта подорожала всего на 4,3. У экспортеров, получающих за рубежом за свою продукцию доллары и затем продающих их в России, прибыль в реальном выражении постоянно уменьшается. Экспорт становится относительно все менее выгодным делом. С другой стороны, благодаря искусственному ослаблению доллара импорт становится дешевле и начинает отвоевывать утраченные после 1998 года позиции на российском рынке. В январе - ноябре ввоз в нашу страну из-за границы трикотажной и текстильной одежды увеличился на треть, кожаной обуви - в 1,78 раза, мебели - на 21 процент. У многих отечественных товаропроизводителей нарастают трудности.
Центральный банк, покупая валюту, увеличивает денежную массу. Она возросла за 11 месяцев прошлого года с 704 до 1036 миллиардов рублей. Рублевая масса "давит" на экономику. Это, естественно, приводит к увеличению темпов инфляции. В мае прошлого года предполагалось, что она составит по итогам года 14 процентов, а на самом деле потребительские цены выросли на 20,2 процента. Примерно такой же, думается, может оказаться инфляция и в нынешнем году.
Сравнительно высокая инфляция и реальное укрепление рубля привели к тому, что полученные российскими производителями после девальвации 1998 года преимущества по сравнению с зарубежными конкурентами сократились наполовину. При продолжении этих тенденций остатки преимуществ исчезнут к концу 2001 года. И тогда экономическая ситуация может воспроизвести положение, сложившееся в июле 1998-го - накануне августовского кризиса.
- Надо ли в этих условиях рассчитываться по внешним обязательствам?
- Долги нужно возвращать - это должно стать одним из основополагающих принципов бюджетной политики. Когда мы отдаем доллары, происходит не только уменьшение внешнего долга, но и "стерилизация" избыточной рублевой денежной массы (Минфин покупает доллары у Центрального банка, возвращая ему рубли). Следствием этого является замедление инфляции. Замедляется рост цен - укрепляется социальная стабильность. Повышается конкурентоспособность отечественных товаров. И правильно поступило правительство, сделало мужественный шаг, приняв решение пойти на изменение бюджета, чтобы обеспечить в этом году выплаты Парижскому клубу. Важно, однако, не идти здесь на поводу сиюминутных обстоятельств, а проводить долговременную продуманную политику.
- Вернемся, однако, к тем конкретным шагам, которые необходимо предпринять, чтобы мы снова не оказались на пороге кризиса. Будучи директором Института экономического анализа, вы горячо доказывали, что одним из важнейших условий перехода к эффективной рыночной экономике является низкий уровень государственных расходов, сокращение присутствия государства в хозяйственных процессах. Приводили пример Китая, других стран. Сегодня в России все больше говорят о необходимости усиления роли государства в экономике. Вы пересмотрели свои прежние взгляды?
- Экономические законы отражают объективную реальность. Действительно, в тех странах, где государственные расходы не превышают 15-20 процентов валового внутреннего продукта, экономика развивается быстрыми темпами. Это продемонстрировал и Китай. В этой стране государственные расходы были сокращены с 36 процентов ВВП в 1979-м до 13 в 1996-м. Одновременно были в беспрецедентных масштабах уменьшены налоги - с 30,4 процента ВВП до 10,3. Плюс весьма умеренный прирост денежной массы (а это - низкая инфляция). И как результат - фантастический экономический рост.
У нас до столь энергичных реформ дело пока не дошло. Огромные государственные расходы не дают подняться нашей экономике. Между тем известно, что частный капитал "работает" намного эффективнее, чем бюджетные ассигнования. В 1992 году доля государственных расходов составляла у нас 75,9 процента ВВП. В 1999-м этот показатель снизился до 35, в прошлом году поднялся до 44-45, а для нормального развития надо, чтобы он был не более 15 процентов. Наша страна рано или поздно придет к этому. Но немало времени уже потеряно.
Непростая ситуация и с налоговой реформой. После всех новаций налоговая нагрузка не уменьшилась, а увеличилась. Сбор налогов составляет более 30 процентов ВВП, а для обеспечения устойчивого роста промышленности должно быть не более 15-17.
- Но все же есть одно направление, где, похоже, началось движение: я имею в виду подготовленный в Минэкономики пакет документов о дерегулировании (или "дебюрократизации")...
- Идеи действительно неплохие. Однако в процессе принятия законов они могут быть искажены до неузнаваемости (как бывало нередко). Посмотрим, что будет "на выходе". Словом, нужны более энергичные и более либеральные реформы во всех сферах жизни. И тогда устойчивый рост экономики станет реальностью.
- Многие специалисты не исключают серьезнейшего кризиса в американской экономике, сравнимого с тем, который произошел в 1929 году. Ваше мнение?
- Не исключено. Очень многое сейчас напоминает тревожные симптомы, предшествовавшие тем событиям. И если случится кризис, он, конечно же, отразится и на других странах, в том числе и на России. Это еще один аргумент в пользу того, что мы должны заботиться об укреплении собственной экономики, уменьшении ее зависимости от конъюнктуры цен на сырьевых рынках.
- Как вам работается с Владимиром Путиным?
- Хорошо. Владимир Владимирович - человек открытый, незашоренный. Он быстро схватывает суть экономических проблем. Вникает в детали, знакомится с опытом других стран. Выслушивает все мнения, даже если с чем-то или с кем-то не согласен. Сегодня это редкое качество. Когда высказывает возражения, то делает это очень корректно, деликатно, никогда не обидит собеседника.
- Насколько привержен президент либеральным ценностям, в том числе и в экономике?
- Президент - человек современный. Он убежден, что без реформ мы далеко не уйдем. В то же время практические шаги должны быть тщательно выверены. Понимая, какая огромная ответственность лежит на нем, президент действует с большой осторожностью. Главный его принцип, как и у хорошего врача, - не навреди. Если есть сомнения, надо проверить еще и еще раз.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников