АЗОТНЫЙ ДОЛГ ЗЕМЛЕ

В годы реформ азотная промышленность оказалась в ряду тех отраслей, которые испытали самый острый кризис. Российские потребители оказались в тисках неплатежей. Рынок сбыта внутри страны был свернут, поэтому предприятия выживали за счет экспорта. Он, однако, не смог обеспечить расширенное воспроизводство. Жили на потенциале, заложенном еще в советское время, - в итоге износ оборудования достиг 70 процентов. Не удалось использовать благоприятные условия, сложившиеся в августе 98-го после девальвации рубля, в целях обновления производства, а именно азотные удобрения во многом обеспечивают продовольственную безопасность страны.В конце прошлого года ООО "Межрегионгаз" и ОАО "Интерхимпром" создали ЗАО "Агрохимпромхолдинг". Иными словами, объединились участники технологической кооперации: поставщик природного газа, заводы - производители важнейшей агрохимической продукции азотных удобрений, компании, обеспечивающие аграрный сектор российской экономики и реализацию продукции на экспорт. Об этом разговор с Юрием Титовым, председателем совета директоров "Интерхимпрома".

- Итак, Юрий Борисович, две известные компании, успешно функционирующие на рынке, решили заключить союз. Зачем?
- Прежде всего для того, чтобы исправить некоторые ошибки приватизации, которые привели к разобщению предприятий и как следствие - к отсутствию единой технической и экспортной политики. В результате координация выступлений на внешнем рынке практически не осуществляется, а предприятия то и дело попадают под антидемпинговые санкции. Примеры можно найти буквально в любой отрасли. Мировой рынок наглядно показывает, что там один в поле не воин.
Но все же главная цель объединения другая. Отрасль на пороге кризиса, она буквально задыхается без инвестиций. Нам нужна новая производственная идеология: не проедание советских запасов, а внедрение современных технологий, наращивание собственного потенциала. Объединение наших сил поможет внести такого рода коррективы в техническую политику. У холдинга теперь порядка 30 процентов акций азотных предприятий. У холдинга нет контрольных пакетов ни на одном предприятии, но имеющиеся возможности позволят влиять на выработку корпоративных решений, направленных на стабилизацию работы комплекса в целом, соблюдение интересов всех акционеров.
- Всякий передел задевает чьи-то интересы. Видимо, не случайно в одной из газет создателей холдинга заподозрили в узурпации власти, а попутно азотные предприятия обвинили в том, что они оставили российское село без удобрений?
- Тут все перевернуто с ног на голову. Корреспондент газеты положился на недостоверные факты, приписав и узурпацию власти учредителями холдинга, и поставку газа по завышенным ценам, и предательство российских сельскохозяйственных производителей, и личное овладение акциями руководством холдинга. Но пусть все это останется на совести тех, кто это напечатал и перепечатал.
Никакой узурпации нет и в помине. В этой ситуации можно говорить о слабой работе советов директоров и ревизионных комиссий предприятий, которые отдали всю власть весьма узкому кругу лиц, на деле осуществляющих бесконтрольное управление заводами. Раньше руководство предприятий осуществлялось, так сказать, по горизонтали - партийными органами, по вертикали - министерствами. В начале 90-х годов предприятия приватизировали, но владельцы акций, не имеющие контрольных пакетов, так и не стали хозяевами - их пакеты размыты, на управление они не оказывают никакого влияния.
Бесконтрольность порождает безответственность, а разобщенность заводов приводит к невиданно высоким затратам на ремонт оборудования, транспортировку и реализацию готовой продукции, не говоря уже о социальных проблемах и подготовке кадров. В сложном положении оказались региональные власти, так как поступления в местные бюджеты также зависят от деятельности упомянутого узкого круга управленцев.
- А вы предлагаете этим лицам поделиться властью, внедрить на предприятиях элементы "народного капитализма"?
- Дело не в терминах. В основе стабильности державы, социальной стабильности - всегда опора на средний класс. На предприятиях основная часть среднего класса - это цеховое звено управления и высококвалифицированные рабочие. Поэтому защита интересов мелких собственников, у которых более 20 процентов акций по ряду заводов, должна быть первейшей задачей государства, в том числе при обеспечении их прав на управление средствами производства. Не случайно на Западе даже малый акционер постоянно следит за деятельностью предприятия, имеет доступ к решениям совета директоров, его мнение учитывается при принятии решений.
Поэтому создание нашего холдинга имеет целью не тривиальные кадровые перестановки, а формирование слоя управленцев, владеющих современными методами, вооруженных прогрессивными методами передовых химических фирм. Производство всегда выигрывает, если в своей работе менеджмент учитывает интересы собственников. Тут должен быть баланс интересов, узурпация власти наверху вредна во всех ее проявлениях.
Важнее соблюдать баланс интересов между холдингом и его партнерами среди естественных монополий - МПС, РАО ЕЭС, Газпром и административных образований - регионов. Учредители холдинга выступили с инициативой создания Координационного совета, необходимого для выработки управленческих решений и предупреждения возможных конфликтных ситуаций. Эта инициатива была поддержана участниками недавнего совещания. В состав совета вошли директора заводов, представители учредителей и администраций областей. Этот "законодательный" орган, мы надеемся, позволит избежать многих проблем, неизбежных при становлении новой структуры.
- А как с обиженными аграрниками? Не станете же вы отрицать, что продукция азотных предприятий в основном отправляется на Запад?
- Наша азотная промышленность с самого начала создавалась в основном на компенсационной основе. Например, на таких условиях было заключено соглашение с хаммеровской фирмой "Аксидентал Петролеум". Американцы поставляли для наших заводов оборудование, а мы соответственно расплачивались готовой продукцией. Программа предусматривала прокладку трубопроводов и отгрузку жидкого аммиака через порты Одессы и латвийского Вентспилса. Конечно, основная задача состояла в обеспечении удобрениями собственного сельского хозяйства, но решить ее без развитого экспорта аммиака было нереально.
В середине восьмидесятых годов село стало получать достаточно минеральных удобрений, балансировались и компенсационные механизмы. Но именно внутренний рынок обрушился в начале 90-х, когда либерализация и диспаритет цен посадили село в долговую яму. Тем самым был нанесен удар не только по агропромышленному комплексу, но и по нашим заводам, которые теряли покупателей внутри страны и вынуждены были сокращать производство.
- Зато, надо полагать, был выгоден экспорт...
- Знаете, с экспортом тоже все было не просто. Правительство долго использовало так называемый валютный коридор, который резко снижал конкурентоспособность отечественной продукции на внешнем рынке. Все это, вместе взятое, - сокращение внутреннего спроса, кризис неплатежей и валютный коридор - стало тяжелым испытанием для всех без исключения предприятий азотной промышленности.
- Тогда как же выжили? Кто, если можно так выразиться, бросил спасательный круг?
- В начале 90-х, когда инфляция съела оборотные средства заводов, последним были предоставлены льготные кредиты организациями, в последующем объединенными в финансово-промышленную группу "Интерхимпром". Благодаря чему предприятия не остановились - платили за газ, за железнодорожные перевозки и отправляли продукцию на экспорт, который в тот момент действительно выручил. Кроме того, предприятия Газпрома, занимавшиеся в то время продажей газа, по согласованию с "Интерхимпромом" предоставили заводам скидки на сырье - при условии, что большой процент оплаты за газ осуществляется "живыми" деньгами и соблюдаются графики погашения прошлых задолженностей.
Был и второй спасательный круг. "Межрегионгаз", созданный в 96-м году, с самого начала проводил мягкую экономическую политику. Неплательщикам не перекрывали поставок газа, что было бы проще всего, а совместно работали над реструктуризацией долга, составляли программы его погашения. Фактически шел процесс долгосрочного кредитования промышленности. "Интерхимпром" выполнял функции одного из операторов "Межрегионгаза", выступая гарантом платежей и наращивая долю "живых денег" в расчетах.
К слову, в этот период заводы начали практиковать погашение долгов акциями предприятий. Причем происходило это по согласованию с заводскими коллективами, акции оценивались по рыночным ценам, и их пакеты не превышали 30 процентов. То есть администрация предприятия по-прежнему имела полную хозяйственную самостоятельность.
- Теперь создан холдинг, вы настаиваете на новых методах управления. Считаете, что хозяйственную самостоятельность менеджмент азотных предприятий использовал не лучшим образом?
- Именно так. Причем это мнение не только наше, но и независимых экспертов. Недавно федеральная служба по банкротству проанализировала, почему азотные предприятия работают нерентабельно. Вот цитирую из отчета по итогам проверки: "Низкая эффективность организации производственного процесса... Отсутствие надлежащего контроля со стороны собственников... Заключение сделок сомнительной целесообразности...". Работа предприятий идет с нарушением регламента, постоянно происходят остановки из-за износа оборудования, что ведет к потерям газа и опять-таки ложится на себестоимость продукции. Это ярко проявилось в деятельности "Кирово-Чепецкого комбината". Очевиден первый шаг, рекомендованный правительственной комиссией, - замена руководства. Но груз традиций и амбиций регионального уровня не позволяет акционерам осуществить этот абсолютно необходимый и законный процесс.
Добавлю, что после кризиса в августе 98-го года создалась благоприятная конъюнктура для отечественных производителей, связанная с изменением курса рубля к доллару. Однако этот допинг уже процентов на 70 съеден внутренней инфляцией. Руководство большинства азотных предприятий, увы, этого допинга не использовало в должной мере.
- Надо полагать, инициаторы создания холдинга знают, как использовать оставшийся хвост "допинговой кометы"?
- Во-первых, рентабельность химических предприятий растет по мере углубления переработки сырья и производства ликвидной продукции. Поэтому сейчас надо определить тот минимум глубины переработки и оптимизировать номенклатуру выпускаемой продукции, которые обеспечат максимум доходов при относительно небольших инвестициях. Во-вторых, надо избавиться от многочисленных посредников, занимающихся продажей продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках, которые львиную долю доходов сегодня берут себе, оставляя на голодном пайке производителей. Следует отметить, что если экспортные цены с предприятиями холдинга устанавливаются на основе действующих мировых рыночных котировок, то отпускные цены российским сельскохозяйственным производителям, по моему мнению, не имеют до сих пор объективной расчетной базы.
Ну и, наконец, мы должны расстаться с иллюзией, что отдельное предприятие способно обеспечивать расширенное воспроизводство современных конкурентоспособных товаров. Химическая промышленность должна пережить этап объединения, это для нее вопрос жизни и смерти. Процесс начался стихийно, а теперь становится осознанной необходимостью. И от него во многом зависят перевооружение отрасли и преодоление кризиса.
Важными шагами, уже сделанными в этом направлении, стали подготовка планов технического перевооружения предприятий холдинга, утверждение инвестиционных программ, координация внутренней и внешней логистики, включая обновление железнодорожного парка, увеличение пропускной способности портовых терминалов, включая порты Вентспилса и С.-Петербурга, а также подписание соглашения между Минсельхозом РФ, ООО "Межрегионгаз" и ЗАО "Агрохимпромхолдинг" о сотрудничестве в обеспечении села удобрениями и средствами защиты растений, в том числе на кредитной основе.
- Ну, а что же ждет мелких акционеров?
- Как видите, создание ЗАО "Агрохимпромхолдинг" объективно отражает интересы мелких и средних собственников и работает в направлении их активного привлечения к управлению предприятиями и защиты их интересов. Хотелось бы надеяться на то, что укрепляемая президентом "вертикаль" власти поставит заслон нарушителям интересов собственников, независимо от их весовой категории, это будет способствовать росту не только иностранных инвестиций, но и возврату российского капитала в страну. Люди, получившие акции своих предприятий в результате приватизации, станут настоящими собственниками, что изменит их отношение к труду и контролю за действиями менеджмента.