03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"ТОЙОТА" У ПРОХОДНОЙ

Петров Александр
Статья «"ТОЙОТА" У ПРОХОДНОЙ»
из номера 036 за 23 Февраля 2001г.
Опубликовано 01:01 23 Февраля 2001г.
Заместитель генерального директора ОАО "Авиаагрегат" Вячеслав Калинин на днях недавно встретил в цехе расточника Леонида Арсентьева. Тот давно уволился и глаз сюда не показывал. Знакомые говорили, что токарь - золотые руки занялся ремонтом автомобилей, зарабатывал прилично и даже купил себе "тойоту".И вот на тебе - такая важная персона снова в цехе. С какой стати?- Да вот узнал, что заводу снова люди нужны, и пришел, - объяснил Леонид свой неожиданный шаг. - Дня два в неделю могу поработать. Так сказать, без отрыва от автосервиса. Тянет, понимаешь, к станку.

О деньгах даже не заикнулся. Наверное, не это главное. Захотел тряхнуть стариной, да и душа болит за родной коллектив. Ведь рабочие заводу действительно позарез нужны - токари, расточники, слесари. Заказов уже лет на пять - от Министерства обороны, газовиков, нефтяников, строителей, железнодорожников. Новые образцы самолетных шасси, рулевых приводов, гидроцилиндров разработаны заводскими инженерами за последние годы. Спрос на них есть. Но как следует развернуться не дает дефицит рабочих рук.
Практически повсеместно сейчас именно та ситуация, когда кадры решают все. Вот почему статья "Есть работа. Нет рабочих", опубликованная в "Труде" полгода назад, получила общественный резонанс. Самарские промышленники в лице Игоря Швидака, Николая Кузьменко, Григория Гиржеля и других руководителей адресовали премьеру письмо, где бьют тревогу: производство сдерживает отсутствие не только квалифицированных рабочих, но и просто молодежи. Директора предлагают на базе техучилищ создать профессиональные колледжи, строить дома гостиничного типа для молодежи, ввести доплату юношам и девушкам за работу на одном предприятии. В общем, речь идет о программе подготовки рабочих кадров для страны, а это дело не одного дня или даже месяца. Технических училищ за последние 10 лет в стране стало меньше на четыре сотни. Выход пока каждое предприятие ищет самостоятельно.
На том же "Авиаагрегате" по заданию генерального директора Геннадия Кулакова провели "агитационный рейд" по районам Самарской области. Собирали в клубах молодежь, рассказывали о предприятии, условиях жизни, отвечали на вопросы. В итоге в Самару приехали сто восемь человек. Закрепилась на предприятии примерно половина. Словом, проблему решили только частично. Зато материала для размышлений получили достаточно.
Выяснилось, что на заводе, где хорошие условия и средняя заработная плата в основных цехах свыше 4 тысяч рублей, работать готов лишь один из пятнадцати молодых самарцев. Причем это не баловни из богатеньких семей - ребята глубинки, у большинства из них выбора особого нет. В отделе кадров беседовали с каждым, кто ушел. Большинство не устраивает дисциплина, заводской режим. Не радует перспектива изо дня в день учиться токарному или иному делу.
Владельцу "тойоты" Леониду Арсентьеву парень Александр К. из Исаклинского района завидует: "Машина- класс!", но понять тягу автослесаря к станку не может. Если есть "денежная" работа, то зачем вернулся на завод? Не вдохновляет его и пример операторов станков с ЧПУ вроде Алексея Игнатьева, который процессом обработки деталей управляет с помощью компьютера и зарплату имеет свыше восьми тысяч. Шикарную иномарку на нее, конечно, не купишь, однако жить можно вполне пристойно.
У молодых своя логика, навеянная окружающим виртуальным миром. Реклама с экрана телевизора каждому сулит златые горы без всяких затрат. Многие поверили, что удача бродит где-то рядом, надо только схватить ее за хвост.
Ну а как чувствуют себя те, кто остался на заводе? Большинство из тех пятидесяти "призывников" работают на специальном молодежном участке. Вот оператор станков с ЧПУ Ильяс Алиев в "нагрузку" учится и на токаря. Это еще зачем? "Пригодится, - говорит. - Чем больше буду уметь, тем лучше". Сергей Бикинеев работает сварщиком. Раньше учился в техучилище, бросил, теперь жалеет. Но и на заводе нравится, хотя зарплата пока полторы тысячи. Главная цель для этих ребят - освоить нужную профессию, больше зарабатывать, чтобы со временем обзавестись семьей, квартирой, получить образование. Молодым семьям на первых порах обещают подобрать комнату в общежитии. Потом завод готов выступить гарантом при заключении договора ипотечного кредитования жилья, даст долгосрочную беспроцентную ссуду. Пакет документов на этот счет разрабатывается.
Важно, что есть перспективы роста. У "Авиаагрегата" крепкие контакты с кафедрой машиностроения Самарского государственного технического университета. Студенты будут проходить практику на заводе, желающие останутся на постоянную работу. А сегодняшние молодые токари, слесари и операторы имеют шанс стать студентами. И вообще, завод - это не только работа, здесь еще живут, учатся, отдыхают. Новый год, кстати, впервые встречали всем коллективом. Все прежние годы каждый был сам по себе.
Конечно, это только начало. Но опыт самарских предприятий подсказывает, над чем работать государственным мужам. Молодежи нужны верные ориентиры. Всем нравится красивая жизнь, но не все понимают, что путь к ней обычно лежит через нелегкий труд. Мечтаешь о "жигулях" или "тойоте" - учись и вкалывай на всю катушку. Ну а предприятиям и государству надо для людей создать условия, чтобы заработать можно было не на отхожем промысле, а на родном заводе. Тогда и молодежь выйдет из палаток и "комков", вернется к проходной, возле которой "тойота" Леонида Арсентьева со временем затеряется среди других, не менее престижных моделей.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников