ГЕРМАН ГРЕФ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА НЕОБХОДИМА РОССИИ КАК ВОЗДУХ

Некоммерческий фонд "Центр стратегических разработок" создан в декабре прошлого года. Идею высказал Владимир Путин: "Необходимо создать единый общенациональный центр, который взял бы на себя функцию координатора разработки стратегии экономического и социального развития России на длительную перспективу". Учредителями выступили Высшая школа экономики, институты народнохозяйственного прогнозирования, экономического анализа и другие научно-исследовательские центры. Финансирование взяли на себя спонсоры. Председателем совета фонда утвержден первый заместитель министра государственного имущества Герман Греф, а руководство текущей деятельностью осуществляет президент фонда Дмитрий Мезенцев. В разработке долгосрочной стратегии, а также программы на ближайшее десятилетие принимают участие более 50 научных центров, свыше 200 наиболее авторитетных специалистов - экономисты, юристы, социологи, политологи, психологи. На се-минарах идут горячие дискуссии по актуа-льнейшим моментам нашей жизни: состояние федеративных отношений, реформирование структур государственной власти, экономическая и социальная стратегия, ценностные ориентиры россиян и т. д. Наша беседа с Германом Грефом продолжалась вместо запланированных 30 минут полтора часа. Руководитель Центра не уходил от острых тем и весьма откровенно высказывал свою позицию.

- Герман Оскарович, в одном из своих недавних интервью вы высказались в том смысле, что при благоприятном развитии событий наша экономика через десять лет поднимется до уровня сегодняшней Бразилии или Испании 1995 года. Оппоненты задают вопрос: о какой стратегии ускорения может идти речь, если берется, мол, курс на заведомое отставание и в будущем, причем даже не от развитых, а от развивающихся стран?
- Удивительно, как можно простые вещи интерпретировать таким вот образом... Ну хорошо, перейдем к делу. Не стоит думать, что у страны есть "хороший" вариант развития, при котором можно быстро вырваться в число лидеров, и "плохой". И выбор делается на последнем. Ситуация иная. Давайте разберемся без эмоций, основываясь на нынешних реалиях, здравом смысле и экономических законах, которые, между прочим, отменить не может никто, как, скажем, и закон Ома.
Так вот, по данным британского еженедельника "Экономист", высокая квалификация специалистов которого хорошо известна, в Испании валовой внутренний продукт (ВВП), приходящийся на душу населения, составляет 14 620 долларов (в Бразилии - 3280). А в России - только 1410. Разрыв с Испанией - десятикратный. Зададимся вопросом: каким может быть у нас прирост ВВП при самом благоприятном развитии событий? Если обратиться к мировой практике, то легко увидеть, что средние темпы составляют 3-6 процентов в год. По прогнозу "Экономиста", наибольший прирост в нынешнем году ожидается в Сингапуре (8,4 процента) и Китае (7). Нетрудно подсчитать, сколько лет потребуется нам, чтобы достичь уровня сегодняшней Испании даже при ежегодном росте 8-10 процентов.
Ставить же сегодня задачу, предполагающую "сразу" идти на опережение развитых стран... Знаете, выдвинуть эффектный лозунг - несложно. Но мы уже знаем, к чему приводили попытки совершить авантюрные "стремительные, большие скачки"... Если говорить серьезно, то разрабатываемая нами стратегия нацелена на быстрое, устойчивое экономическое и социальное развитие страны. Речь идет о конкретных, реальных путях достижения успеха, а не о виртуальном "чудесном" опережении развитых стран.
Хотя, должен подчеркнуть, что наша страна по-своему уникальна. При темпах экономического роста значительно более низких, чем во многих странах, образованность населения, развитость услуг здравоохранения у нас находятся на достаточно высоком уровне. И это важно не потерять...
- "Быстрые скачки", как известно, действительно зачастую оборачивались авантюрой, прахом. Но есть яркие примеры, когда страна из "второго", а то и "третьего" эшелона, которой предрекали в будущем серенькое существование, неожиданно всего за пару десятилетий прорывалась в лидирующую группу...
- Прогнозирование экономического будущего страны относится к области сложных предсказаний. В 1952 году в посвященном Японии отчете Международного валютного фонда указывалось, что эта страна не имеет ни малейших перспектив для развития, безнадежно отстала. Структура экономики такова, что дальнейшее самостоятельное продвижение Японии невозможно, сырьевые ресурсы крайне ограничены, полная энергетическая зависимость... И вывод: требуется серьезная гуманитарная помощь. Но на самом деле с 1955-го экономика страны стала расти поразительными темпами - по 9 процентов в год. Причем не один или два года, а в течение весьма длительного времени - 15 лет! Мы внимательно исследовали феномен японского ускорения в пятидесятые-шестидесятые годы. Главный секрет - четко продуманная эффективная экономическая политика, стабильность и последовательность правительства в ее проведении.
- Не могли бы вы назвать хотя бы несколько "опорных точек" этой политики?
- Здесь и стабильность налоговой системы, и последовательная либерализация, но я бы на первое место поставил умение жить по средствам. Я имею в виду превышение доходной части бюджета над расходной. Япония тогда пошла на резкое уменьшение бюджетных трат, сокращение государственного потребления до 20 процентов от ВВП. То есть государство решило расходовать на все свои нужды не более 20 процентов от валового внутреннего продукта...
- А сколько у нас?
- Примерно 36 процентов. Сюда входят расходы и на непомерно раздутый аппарат органов государственной власти и управления (особенно на региональном уровне), и на необоснованно большой госзаказ, и на многочисленные льготы, которые государство щедро раздавало и за которые теперь должно расплачиваться. На самом деле обязательств взято так много, что на их покрытие необходимо тратить 58 процентов ВВП. А мы налогов собираем 35 процентов. Вот почему государство выполняет лишь половину своих обязательств.
Однако и эта половина для России сегодня тоже не по силам. Уровень государственного непроизводительного потребления, равный 35 процентам ВВП, - это очень много. Для развитой экономики - нормально, а для развивающейся - чрезмерно. Значит, надо сокращаться - постепенно, шаг за шагом, но другого пути для выхода на траекторию ускоренного развития нет.
- Сокращение затронет и социальную сферу?
- Если такой вариант будет принят, то безусловно. Однако идеология здесь такова, что самые бедные не проиграют, а наоборот, выиграют (им будет оказываться более существенная адресная помощь). Но другим гражданам - не столь стесненным в средствах - придется постепенно брать на себя все большую часть платежей за жилье, газ, свет, воду, ибо государственные дотации надо будет уменьшать. Это не только необходимо для развития экономики, но и отвечает принципам справедливости. В самом деле, разве правильно, что весьма состоятельная семья, проживающая в пятикомнатной квартире, имеет дотации от государства (в виде заниженной квартплаты), причем получает суммы впятеро или всемеро большие, чем бедняки, ютящиеся в скромном однокомнатном жилище? Или другой вопрос: нужно ли выплачивать какие-то несколько десятков рублей (пособие на детей), скажем, семье крупного банкира? Может, за счет таких денег увеличить пособие малоимущим? Общий принцип должен быть такой: кто имеет средства - платит за себя сам, а нуждающимся оказывается адресная помощь. В этом главный смысл социальных реформ, которые необходимо решительно проводить в жизнь. При этом государству выгоднее давать деньги непосредственно малоимущему гражданину, а не ведомствам, муниципальным учреждениям или предприятиям.
Общество, то есть мы все, должно решить, хотим ли мы двигаться вперед. И если хотим, то какую часть ВВП можем тратить на государственное потребление. Японцы полвека назад, находясь в еще худшем положении, чем мы, определили для себя рубеж - 20 процентов и победили, вырвались из отсталости и нищеты в мировые лидеры. Очень наглядный урок.
А сейчас резко набирает обороты Ирландия. Мировой банк дал примерно такое же безнадежное заключение об отсталости экономики этой страны. Посмотрите, что сейчас происходит в Ирландии... Темпы роста очень высокие. В этом году, например, прогнозируется увеличение ВВП на 6,8 процента. В пересчете на американскую валюту на каждого ирландца приходится 26 510 долларов. Это на две тысячи долларов больше, чем даже в Англии, и в 19 (!) раз - чем в России.
- Многие из государств, которые еще недавно были далеко позади нашей страны, сегодня обогнали нас. Где тот движитель, который мы так и не сумели запустить? Что надо сделать, кроме "умения жить по средствам"?
- Если провести расчеты на основе паритета покупательной способности валют, то, по нашим оценкам, Россия находится по уровню ВВП на душу населения на 101-м месте.
Задача N 1 для нас - пробуждение частного сектора, предоставление широких экономических прав и свобод. Нам здесь, к большому сожалению, похвалиться пока нечем. Попробуйте, например, организовать в России бизнес - сколько справок надо будет получить, сколько всевозможных разрешений, сколько взяток раздать и прочее, прочее. У нас государство избыточно присутствует во многих сферах, прежде всего в экономике, причем в таких масштабах, которые для рыночного хозяйства совершенно неприемлемы. С этим проблема очень большая. Если говорить о малом и среднем бизнесе, то это хребет рыночной экономики, без которого она не может существовать, быть эффективной.
Должен использоваться, как в цивилизованных государствах, заявительный характер. Схема хорошо известна: в законе четко говорится, что должен сделать человек, открывающий дело, и какие документы ему необходимо представить в правительственную организацию. Человек просто сдает их и - все, начинает свой бизнес. Не нужно дожидаться, пока десятки чиновников будут что-то проверять, смотреть, там ли стоит печать или чуть в стороне, не потребуется тратить здоровье, нервы, время на ходьбу по кабинетам.
И чем дальше, тем ситуация становится хуже. Сегодня особенно часто приходится слышать, что "государства должно быть повсюду больше, что государственное регулирование всего и вся - это нормальный путь". Не так давно у нас придумали проводить аттестацию главных бухгалтеров (в том числе и в частном секторе). В стране 954 тысячи юридических лиц, теперь нужно всех их аттестовать. Представляете, сколько взяток потечет в чьи-то карманы?
- Кто же это придумал?
- Закон такой находится в Думе. В этих условиях бизнесу работать, выживать немыслимо...
- Еще две беды российского бизнеса - рэкет, требующий у большинства хозяйствующих субъектов регулярную дань, и немыслимые налоги, загоняющие почти половину экономики в "тень". Что здесь-то делать?
- Как что делать? Снижать налоги и покончить с криминальными "крышами", рэкетом.
- Вы всерьез верите, что со столь широкомасштабным, пронизывающим всю экономику криминалом (рэкет, взяточничество, коррупция) можно справиться?
- Без всякого сомнения. Это вопрос политической воли первого лица государства. А у Владимира Путина воли более чем достаточно. Конечно, должны быть высокопрофессиональные команды и на федеральном уровне, и в регионах, но эта задача вполне разрешима. Мы изучали этот вопрос, и я могу сказать, что кадры есть и они будут востребованы. Глубоко убежден: Россия, обладающая огромными природными ресурсами (и прежде всего столь важными энергетическими), сравнительно неплохо образованным населением, может резко пойти в гору, если развязать руки гражданам, если их перестать заставлять носить взятки в каждую инстанцию, если им предоставить реальные экономические свободы и дать возможность раскрыться.
- В обществе продолжаются горячие споры по поводу того, вводить ли частную собственность на землю с правом ее продажи любому физическому или юридическому лицу. Каково ваше отношение к этому?
- Очень непростой вопрос. Многие наши граждане психологически не готовы к тому, чтобы земля продавалась, находилась в частной собственности. Более шести десятилетий "коллективизации" не прошли даром. Треть населения, судя по недавнему (мартовскому) опросу ВЦИОМ, и сегодня являются сторонниками колхозов и совхозов. Тот факт, что колхозы и совхозы доказали свою полную неэффективность за годы советской власти, почему-то не принимается в расчет. На самом деле без частной собственности на землю экономика любой страны нормально развиваться не сможет -в Европе ли, Азии, Америке или Австралии. Не будет, например, серьезного притока инвестиций - кто же станет вкладывать свои деньги в строительство или модернизацию предприятия, если земля под зданием не будет в собственности?
Россия, естественно, заинтересована в инвестициях. И поэтому наше законодательство построено таким образом, что земля де-факто находится в собственности у владельцев капитальных зданий и сооружений. Что такое, скажем, бессрочное пользование ею? Напомню, бесплатное изъятие данного участка при этом невозможно. А в особых случаях (если надо, например, проложить здесь новую дорогу) механизм изъятия точно такой же, как и при отторжении участка, находящегося в частной собственности где-нибудь в США или Германии. Иными словами, де-юре городская земля числится в собственности государства, а де-факто она у нового хозяина. Так зачем же хитрить, обманывать самих себя, не проще ли признать фактическое положение дел? И чем скорее мы это сделаем, тем будет лучше. Быстрее увеличится приток инвестиций, а это - новые рабочие места, рост производства, увеличение населением потребления и накоплений, словом, улучшение жизни граждан. Надо, думается, настойчиво и толково объяснять россиянам, что развитие страны, серьезный прирост ВВП в принципе не возможны без рынка земли.
- Считаете ли вы, что разрабатываемая Центром стратегия развития России должна базироваться в том числе и на этом фундаментальном принципе?
- Да. Вопрос лишь в том, как скоро мы сможем реализовать это на практике - в дальней или ближней перспективе? Центр подготовит предложения, а принимать окончательное решение будут президент и парламент.
- И последний вопрос. Какой в итоге будет "Стратегия" и когда этот документ будет готов?
- Это коллективный труд, работа продолжается, идут дискуссии, нередко острая полемика. Поэтому мне не хотелось бы расставлять все точки над "i". В целом, надеюсь, стратегия будет базироваться на рыночных преобразованиях, дальнейшей либерализации экономики, уменьшении присутствия в ней государства. Его роль - выработка "правил игры" и жесткий контроль за их соблюдением, обеспечение равных прав для всех. Вот в чем, как я представляю, смысл усиления государства... А что касается сроков, то разработку концепции мы завершим к маю.
В заключение я хотел бы еще раз подчеркнуть, что экономическая свобода необходима России как воздух. Без этого немыслимо возрождение страны.