ДОМА И СТЕНЫ РОЖАТЬ ПОМОГАЮТ?

"Рожайте дома!" - призывают будущих мамаш члены новосибирского центра "Озарение". Мы решили узнать, на что опираются энтузиасты этого движения, уже третий год действующего в городе, считающемся интеллектуальным центром Сибири.

Моя первая собеседница Марина РАССАДИНА, врач акушер-гинеколог, профессиональный стаж которой насчитывает шестнадцать лет.
- В большинстве случаев в роддомах медицинский персонал ради перестраховки - как бы чего ни вышло - применяет комплекс мер, которые нарушают естественный ход родов. К примеру, роженице ставят обезболивающий укол, вводят глюкозу и аскорбинку, мол, чтобы ребенок в утробе не пострадал. Вводят лекарство, которое должно помочь раскрыться шейке матки... На самом деле в большинстве случаев этого и не требуется. А ведь любое вмешательство во время родов чревато последствиями и может выйти "боком" в первую очередь для малыша. Добавлю к этому, что женщина в момент родов, помимо чисто физических страданий, подавлена и психологически. Та поза, в которой ее заставляют рожать, попросту для нее унизительна. Но все делается таким образом, чтобы было удобно работать врачам. А каково самой роженице - мало кого интересует. Поэтому мы считаем, что женщина должна иметь право на альтернативные роды, при которых в первую очередь должно быть удобно ей...
Лариса СВИРИДОВА, врач-педиатр, психолог.
- О том, где лучше рожать, меня лично убеждать не надо, поскольку свою первую дочку я родила в роддоме, а вторую - дома.
И на своем опыте убедилась, что домашние роды более благоприятны как для матери, так и для ребенка. Как обычно происходит в повсеместной практике в родильных домах? Как только ребенок родился, его тут же отлучают от матери. Те редкие минуты общения, которые происходят во время кормления, - не в счет. Таким образом, сразу же рвется кровная связь между матерью и ребенком. К чему это может привести, поясню на примере поведения своих дочерей. Если старшенькая (роддомовская) все время меня боялась потерять и, как только я ее оставляла, сразу же поднимала крик, то младшая была само спокойствие. Когда она начала ползать - потерять ее уже боялась я. То есть она понимала, что мама никуда не денется, и спокойно отправлялась "путешествовать" по квартире. Самым сложным при домашних родах оказалось убедить в их необходимости нашего папу, который поначалу и слышать не хотел о том, что я буду рожать дома. Но теперь и он убежденный сторонник домашних родов. А вы знаете, какая это была для меня поддержка, когда муж все время был рядом со мной и помогал мне чем мог!
О том, что многие пациентки роддома после выписки вспоминают его не всегда добрым словом, - общеизвестно. Порой там вместо сочувствия и участия женщина встречает откровенное хамство.
- Не маленькая, потерпишь, - ответила моей знакомой акушерка, когда та обратилась к ней за помощью во время схваток. Но еще более меня поразила Лариса Свиридова, когда рассказала о тестировании, которое она провела среди медперсонала одного из новосибирских родильных домов. Тест заключался в том, что требовалось составить словесный портрет роженицы. В большинстве ответов она предстала как "вредная", "упертая", "упрямая" особа, которая требует к себе чрезмерного внимания. И это мнение женщин, которые сами были или будут матерями!
Было бы неправильно понимать, что сотрудницы центра "Озарение" объявили войну родильным домам. Это вовсе не так. Магденко и ее коллеги взялись за довольно непростое дело - помогать будущей матери стать таковой. Для этого они открыли школу, где желающих научат всему: как правильно вести себя в дородовой период, что делать в первые дни после рождения ребенка и как вести его по жизни дальше. А если роженица пожелает рожать вне стен роддома - помогут ей в этом.
- На наших занятиях вместе с будущими родителями присутствуют семьи со своими карапузами. И это, пожалуй, является для них лучшей школой обучения материнству и отцовству, - утверждает Лариса Свиридова. - Когда будущие родители видят, как другие возятся со своими малышами, то они заранее настраиваются и заряжаются любовью к своему будущему чаду.
Как известно, в ряде стран существуют государственные программы, направленные на создание полноценной семьи и допускающие альтернативные роды. Примером тому может служить Голландия, в которой до сорока процентов мамаш рожают дома. Для нас же это пока в диковинку. Официальная медицина относится к этому негативно. Это лишний раз подтвердил заведующий кафедрой гинекологии и педиатрии Новосибирской медицинской академии Олег Пекарев, у которого я попытался взять комментарий. Он заявил, что в корне против того, чем занимается "Озарение". Не вдаваясь в подробности, Олег Григорьевич сказал, что у нас, мол, не Голландия, а Россия, и потому говорить об альтернативных родах преждевременно: а сама их практика - противозаконна.
В принципе все правильно. Но эти аргументы (заметим, совсем не научного характера) все же не объясняют, например, почему в Голландии, где здравоохранение достаточно развито, столь популярны роды на дому. Значит, тут есть о чем подумать.