НАШ ФЛОТ НА ЧЕРНОМ МОРЕ

По нынешним воинским порядкам попасть на Черноморский флот можно только с личного разрешения главнокомандующего Военно-Морским флотом РФ адмирала флота Владимира Куроедова. Его служебная телеграмма в Севастополь по поводу моего приезда, адресованная командующему ЧФ адмиралу Владимиру КОМОЕДОВУ, была категорична: "Интервью корреспонденту дать. Проблем российско-украинских отношений не касаться". Судя по всему, Москва опасается хоть в малейшей степени осложнить положение украинского президента Леонида Кучмы, несущего ощутимые потери в борьбе с собственной оппозицией на киевских политических баррикадах.

Адмирал Комоедов изо всех сил пытался выполнить указание главкома. Но получалось это у него не очень. Сегодня на Черноморском флоте что ни возьми - все упирается в те самые отношения.
- Товарищ командующий, вы приняли Черноморский флот в один из самых, наверное, драматических периодов в его истории. Более того, некоторые ваши предшественники, в числе которых, например, адмирал Эдуард Балтин, публично заявляют, что фактически на Черном море флота у России больше нет. Есть во многом случайный, разрозненный и разношерстный набор кораблей, судов и береговых частей, доставшийся нам после известного дележа с Украиной. Почти полностью разрушена, утверждают, система базирования, разведки, управления, ремонта... Так существует ли сегодня Черноморский флот как реальная боевая сила?
- Прежде всего замечу, что с огромным уважением отношусь к каждому из четырех адмиралов, которые в последнее десятилетие занимали этот кабинет. Каждому пришлось солоно. На долю одного выпали события, связанные с ГКЧП и последующим распадом Союза. Другому пришлось при минимальной поддержке Москвы отстаивать российскую принадлежность флота в обстановке, когда все военные округа, расположенные на территории Украины, мирно заняли другую позицию. Третьему - действовать в ранее никому в мире не ведомой ситуации одновременного подчинения сразу двум президентам двух разных, хотя и дружественных, стран. Четвертому - готовить и отстаивать базовые межгосударственные отношения по флоту, на долгие годы определившие порядок российского военного присутствия в Крыму.
Так что я принимаю мнение любого из бывших командующих. Хотя и не со всеми согласен. В частности, насчет всеобщей разрухи на флоте. Это слишком круто сказано. Скажу так: нового флота на Черном море у нас, конечно, нет. Однако он обязательно будет. Есть где его базировать. Мы многое сумели сохранить, главное - моряков, экипажи. А корабли построим. Что касается деталей... Вы упоминали системы управления, разведки, ремонта. Так вот, в этих вопросах у нас в последние годы есть даже некоторое улучшение.
- Вы имеете в виду и техническую сторону?
- И техническую в том числе.
- То есть удается чем-то пополнять флот, получать из России новое оборудование?
- Удается. Но в детали вдаваться я бы не хотел.
- Допускает ли Украина пополнение корабельного состава на ее территории? Ведь годы идут, флот стареет. Тому же ракетному крейсеру "Адмирал Головко" едва не полвека от роду...
- Мы с момента раздела флота пока не получили ни одной боевой единицы. Надеюсь, в ближайшее время удастся это поправить. Скажем, в состав флота входит мощный современный ракетный корабль на подводных крыльях "Бора". В России таких всего два. Второй, "Самум", построен позже и находится на Балтике. Главнокомандующий ВМФ принял решение передать его нам. К сожалению, все уперлось в межгосударственные отношения. Согласия Украины на переход "Самума" в Севастополь пока нет. Но принципиальная договоренность достигнута.
Это хотя и важные, однако все-таки частности. Давайте вернемся к вопросу: есть все же у нас Черноморский флот или нет? Полагаю, несмотря на все наши беды и сложности, честный ответ должен быть положительным. Пока флот, я считаю, управляется "по кнопке". Это означает, что в Москве ее достаточно просто нажать, поставить задачу, определить сроки. Мы приказ выполним без раскачки и без мольбы к центру: "Вначале дайте нам то, дайте это"...
Так флот во время агрессии НАТО на Балканах доставлял наш миротворческий воинский контингент в Югославию через греческий порт Салоники. Москва приказала, пять кораблей вышли, сделали по нескольку выходов в Средиземное море с личным составом десанта и с боевой техникой.
Или в прошлом году надо было вывозить нашу боевую технику из Грузии. Снова в Москве нажали кнопку. Сколько требовалось кораблей - столько было выделено. Все до единой машины на борт погрузили и доставили в пункт выгрузки.
А вообще Черноморский флот сегодня - это более 50 боевых кораблей и катеров. Более 80 самолетов и вертолетов, в том числе более двух десятков бомбардировщиков Су-24 на крымском аэродроме в Гвардейском. Более 110 судов обеспечения. А еще - береговые ракетные полки и полк морской пехоты. Вся структура сохранена и способна действовать в операционной зоне в 2,5 миллиона квадратных километров, ответственность за которую с распадом Советского Союза с нас никто не снимал.
Бесспорно, сил и средств значительно меньше, чем в советские годы. Меньше, чем надо бы, чем хотелось бы, причем не только мне. Но есть обстоятельства, что пока сильнее нас.
- Средиземное море по-прежнему входит в ту самую зону?
- Конечно.
- Но ведь на вашем флоте уже выросло целое поколение командиров, которые никогда не выводили корабли за черноморские проливы. Когда выходы в Средиземное море снова станут для черноморцев привычной работой, когда там снова увидят Андреевский флаг?
- Что не все наши командиры имеют опыт боевой службы и дальних походов - это прискорбный факт, в котором виновен не флот. За Босфором теперь действительно безраздельно хозяйничают американцы и во многом оттуда делают политику в Европе. Однако мы никогда ни на один день полностью не уходили из Средиземного моря. Прежде всего мы не утратили пункт базирования в сирийском порту Тартус. Там постоянно стоят наши корабли и суда обеспечения, несет службу на берегу личный состав. Кстати, я только что дал "добро" на очередную смену черноморских кораблей в Тартусе. Сейчас, когда мы с вами беседуем, там снимается с якоря судно, завершившее боевую службу в Средиземном море. А к сирийскому причалу уже встала наша плавмастерская, пришедшая из Севастополя. О походах десантных кораблей в Грецию я уже упоминал. Во время агрессии НАТО на Балканах за действиями американцев и их союзников в Адриатическом море наблюдал наш разведывательный корабль "Лиман".
Вы спросите: одно-два стоящих на якоре или у причалов вспомогательных судна - это и есть российское военное присутствие в Средиземноморье, где только у 6-го флота США десятки мощных боевых кораблей во главе с авианосцами и атомными подводными крейсерами с баллистическими и крылатыми ракетами на борту? Отвечу так: фактически наша сегодняшняя служба там - это и не военное присутствие, но и не абсолютный уход. Конечно, как раньше, когда и мы на постоянной основе держали в тех краях достаточно сильную 5-ю оперативную эскадру, в которую, меняя один другого, входили боевые корабли и вспомогательные суда не только Черноморского, но и Северного и Балтийского флотов, и тем поддерживали в этом важнейшем для мира регионе политический и военный баланс, такого нет и не скоро будет. Но у нас уже в ближайшее время появятся возможности более внушительно демонстрировать Андреевский флаг в Средиземном море. Есть решение о походе туда в нынешнем году гвардейского ракетного крейсера "Москва". Корабль практически завершил ремонт, не раз выходил в море, выполнил ряд ракетных и артиллерийских стрельб. К походу крейсер был готов еще в прошлом году, почти готов и сегодня. Ну а разбогатеем - станем плавать больше.
- Вот мы и подошли к главному, наверное, вопросу - о материальном и финансовом обеспечении флота. Сейчас с этим всем непросто. Но черноморцы служат за рубежами России. Наверняка это влечет за собой дополнительные сложности.
- Конечно. Мы на территории Украины обязались жить по ее законам и это приходится учитывать. То же топливо, которого флоту остро не хватает, получаем в Севастополе из России в режиме экспорта с выплатой Киеву всех положенных за это дополнительных платежей. Золотые выходят мазут, бензин, керосин. В результате распределяем горючее между кораблями и частями, можно сказать, не тоннами, даже не ведрами, а кружками. Если бы не это - флот бы у причалов не стоял.
- Потому-то прошлой осенью впервые за последние годы вам не удалось даже провести традиционный сбор-поход, которым всегда завершалась полугодовая боевая подготовка флота?
- Именно так. Я уже говорил: осенью мы перевозили российскую боевую технику с наших военных баз в Закавказье в Новороссийск. Все имевшиеся лимиты израсходовали.
- А если заправлять корабли в Новороссийске - тоже надо платить Украине за содержимое их цистерн?
- Так вопрос не стоит. Ну можно заправить в Новороссийске один корабль, другой, потом перевести их в Севастополь. Измерять, сколько в них топлива, никто из местных властей не станет и платить не заставит. Однако проблемы флота так не решить. Горючее нам нужно тысячами тонн, и привозить сюда его в достаточном количестве возможно лишь танкерами. А вот на это нужны большие деньги.
- Выходит, тупик?
- Почему? Можно, например, договориться, чтобы грузы для Черноморского флота в Крым завозить в режиме транзита. Вопрос об этом мы ставим давно. Я лично обращался по этому поводу к президенту Украины
- Надеетесь на взаимопонимание в Киеве?
- Надеюсь.
- Почему пока не закупать топливо на Украине?
- Кое-что мы и закупаем. Но все - не получается. Скажем, даже если и есть у нас деньги - авиационное горючее на Украине не купить. Здесь оно не сертифицировано. Приходится задорого возить из России. Вот и вышло, что из-за малого налета из двух десятков экипажей флотских бомбардировщиков Су-24 боеготовы не более четверти.
Тем не менее я остаюсь оптимистом. Кое-что и у нас меняется к лучшему. С начала нынешнего года впервые за последние семь лет флот полностью профинансирован по всем статьям бюджета. И на ремонт, и на боевую подготовку, и на зарплату. Даже на канцелярские принадлежности деньги теперь у нас есть. Мы до конца прошлого года имели большие задолженности по платежам в местные бюджеты, в том числе за коммунальные услуги. В декабре выплатили Украине сразу 150 миллионов рублей и полностью рассчитались.
- Владимир Петрович, кем вы, русский адмирал, ощущаете себя в нынешнем Севастополе? Я, проживший и прослуживший тут больше 20 лет, спрашиваю об этом с болью. Нет ли ощущения, что черноморцы в городе, связанном с флотом тысячами духовных и исторических нитей, - гости?
- Не чувствую этого. Да никто здесь так вопроса не ставит. У меня сложились прекрасные личные отношения с руководителями города. Просто братские - с командующим военно-морскими силами Украины адмиралом Ежелем. С украинским флотом совместные учения проводим. Маловато, правда, хотелось бы больше. Но они к НАТО больше тяготеют, к таким совместным учениям, как "Си бриз", которые ежегодно проводят в Черном море с западными союзниками. Мы в них участвовали единственный раз, в 1998 году. В предстоящих в этом году учениях "Си бриз" все же снова решили участвовать. Но не кораблями, а наблюдателями.
Взаимоотношения с украинским флотом вышли на такой уровень, когда никто никому, глядя глаза в глаза, подлости не сделает. Наоборот, помогаем. Вот, скажем, сейчас в Севастополе сложилась очень сложная ситуация с водоснабжением. Водохранилище из-за сухой, бесснежной зимы полупустое. А тут еще протечки. Город в конце февраля попросил помочь водолазами для укрепления плотины. Трое суток наши моряки работали - сделали.
Или проблема с лечением ветеранов флота, оказавшихся теперь гражданами Украины. Дело это дорогое, касается тысяч севастопольцев, а госпиталь-то финансируется из российского бюджета. Прекрасно, между прочим, оборудованный, с отличными врачами, с традициями. Годами ничего не могли решить. Я предложил администрации Севастополя: госпиталь ежегодно платит в городской бюджет что-то около 500 тысяч гривен. Освободите нас от этой подати, а взамен на ту же сумму флот станет лечить ветеранов. Приняли своеобразный "нулевой вариант". И людям помогли, и не залезли в карман ни одного, ни другого государства.
Пока есть сложности с выплатой пенсий нашим морякам, которые после службы остаются жить в Крыму. По межгосударственным соглашениям платит им Украина своими деньгами и по своим законам. Пенсия выходит немного поменьше. Мы готовы платить российским гражданам и сами, рублями. Для этого на флоте давно имеются два полевых учреждения Госбанка России - в Севастополе и в Феодосии. Штаты есть, есть оборудование, есть хранилища для денег. Нет только согласия Украины на существование иностранных банков на ее территории. Но и этот вопрос, надеюсь, когда-нибудь будет решен.
Так что гости мы в Крыму или нет - судите сами. Хотя, не скрою, меня лично иной раз задевает фраза, которая присутствует почти во всех официальных обращениях:"Черноморский флот, временно находящийся на территории Украины". Иногда до раздражения доходит. Эту фразу в письме на мое имя недавно даже севастопольские ветераны-моряки написали. Заслуженные люди, герои. Зачем напоминать? Я удивляюсь... Мы и сами знаем на основании каких соглашений здесь находимся.
Помните, как один генерал, забывший по случаю своевременно поздравить царя-батюшку с праздником, через три дня, опомнившись, в свое оправдание телеграфировал:"Третий день пьем здоровье вашего величества". Царь тогда ответил:"Пора бы остановиться..." Так, я считаю, и в данном случае следует отвечать.