11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НАКАНУНЕ БОЛЬШИХ ПЕРЕМЕН

Емченко Федор
Опубликовано 01:01 23 Марта 2001г.

Это событие, по мнению многих делегатов, явилось важной вехой в жизни профорганизации отрасли.

Это событие, по мнению многих делегатов, явилось важной вехой в жизни профорганизации отрасли. Острота полемики не только на трибуне, но и в кулуарах съезда среди его участников была обусловлена тем, что через несколько дней правительство страны должно рассматривать программу реструктуризации МПС. Реформа такого масштаба, естественно, в той или иной степени затронет интересы каждого работающего на железной дороге. А это два с половиной миллиона человек. Опыт реформирования других отраслей показал: не всегда последствия такого шага явились благом для работников. Вот почему железнодорожники столь тщательно взвешивали все пункты предстоящих изменений, уточняли детали, вносили свои предложения.
Дело в том, что профсоюз железнодорожников представляет собой практически всех работающих в отрасли. В нелегкие годы рыночных преобразований он в отличие от других профессиональных союзов сохранил единство своих рядов. А потому сумел отстоять достаточно высокий уровень социально-экономических гарантий. Благодаря правильно выбранной тактике во взаимоотношениях со своим социальным партнером, подчеркнул в своем отчетном докладе председатель профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Анатолий Васильев, удалось совместно с руководством МПС выработать единую стратегию в решении хозяйственных и социальных проблем отрасли.
ЛУЧШЕ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ ЗА СТОЛОМ ПЕРЕГОВОРОВ, ЧЕМ КРИЧАТЬ В МЕГАФОН НА ПЛОЩАДИ
Эту истину, судя по всему, хорошо усвоили не только профсоюзные лидеры, но и руководители отрасли. Министр путей сообщения Николай Аксененко, например, неоднократно подчеркивал, что в отрасли никогда не было противостояния администрации с профсоюзом. Ведь решаются общие задачи, говорил он. Интересы руководителя предприятия и рядовых рабочих в главном, определяющем нашу жизнь и деятельность, совпадают. Сообща - и это доказала многолетняя практика - легче преодолеть любые трудности. Самый главный результат этого сотрудничества состоит в том, что, несмотря на взрывоопасную ситуацию в стране в отдельные моменты, в железнодорожной отрасли сохранялась стабильная, деловая обстановка, без срывов и забастовок, а у тружеников отрасли росла уверенность в завтрашнем дне.
Свой взгляд на взаимоотношения профсоюза и администрации министр вновь подтвердил в приветственном слове к делегатам съезда.
- Сегодня профсоюзные лидеры, - сказал он, - работают в тесном контакте с руководством отрасли. Мы понимаем, для того, чтобы выжить в сложных экономических условиях, чтобы обеспечить развитие железнодорожного транспорта и одновременно учесть интересы человека труда, позиция профсоюза и администрации должна быть единой.
Практика нашего социального партнерства намного богаче, чем предусмотрено Законом "О профсоюзах". У нас разработано отраслевое Положение о социальном партнерстве, подписанное коллегией МПС и ЦК профсоюза.
Сейчас, когда железные дороги находятся накануне структурной реформы, роль профсоюза значительно вырастает. И это закономерно, поскольку социальная сфера является неотъемлемой частью технологического процесса. Концепция реструктуризации отрасли, в разработке и реализации которой активно участвуют представители отраслевого профсоюза, включает в себя специальный раздел - анализ социальных последствий предстоящей реформы.
Уверен, подчеркнул в заключение министр, что результаты проводимой реформы окажутся благоприятными для всех тружеников отрасли. А принятые на съезде решения станут фундаментом для перспективной программы действий профсоюза, направленных на развитие отрасли и создания благоприятного социального климата в трудовых коллективах.
Прозвучавшее выступление министра во многом совпало с выводами, изложенными в отчетном докладе Анатолия Васильева.
- Ключевую роль, - отметил докладчик, - сыграло использование такого надежного механизма социальной защиты, как Отраслевое тарифное соглашение, которое в условиях экономической нестабильности впервые после XXVII съезда было принято на три года. Это стало началом программно-целевого подхода к решению многих назревших в отрасли проблем. В период спада производства и объема перевозок ребром стал вопрос занятости. Законы рыночной экономики диктовали необходимость резкого уменьшения численности работающих на железнодорожном транспорте. Профсоюз не мог допустить волевого решения этой проблемы. Он принял активное участие в разработке отраслевой программы занятости, которая впоследствии приобрела федеральный статус. В ней предусматривались все возможности для сохранения кадров: их переподготовка и переобучение другим специальностям, внутрипроизводственное перемещение и даже временный вынужденный переход на неполный рабочий день. Лишь таким образом удалось избежать массовых увольнений, снять остроту социальной напряженности в трудовых коллективах, сохранить основной кадровый потенциал и добиться определенной стабильности.
Другой злободневной проблемой в тот момент было нарушение сроков выдачи заработной платы: задержки порой доходили до двух-трех месяцев, а у транспортных строителей - до года. И только принципиальная и настойчивая позиция в этом вопросе Центрального комитета и дорпрофсожей помогла постепенно выправить положение. Люди еще раз увидели в лице профсоюза свою опору и надежного защитника.
И НА СТАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЯХ ЕСТЬ УХАБЫ
Рассказанное выше вовсе не означает, что во взаимоотношениях профсоюзных лидеров с руководителями железных дорог царит тишь да гладь. Выступления делегатов с мест показали, что здесь возникает еще немало конфликтных ситуаций, нерешенных проблем. Одной из наиболее острых является уровень оплаты труда. В среднем по отрасли он составляет 3400 рублей в месяц. Это, считают железнодорожники, мало по нынешним временам. Дело в том, что администрация обещала в свое время довести оплату труда до уровня передовых по этому показателю предприятий в стране.
Однако по итогам минувшего года железнодорожники скатились с седьмого места на девятое. Теперь профсоюз добивается, чтобы в ближайшее время заработки в отрасли увеличились в 2,5 раза. Это, естественно, вызывает горячие споры. Экономисты приводят свои расчеты, а профлидеры - свои. Почему в условиях, когда есть работа, растут объемы перевозок, увеличивается нагрузка на работников, реального повышения оплаты труда, роста благосостояния железнодорожников не происходит. В результате на некоторых дорогах наметилась тенденция ухода высококвалифицированных специалистов в другие отрасли, где и зарплата повыше, и ответственность поменьше. Местами этот процесс принял угрожающие масштабы. Если не остановить его, то завтра можно вообще остаться без кадров.
На расширенном заседании коллегии МПС в декабре минувшего года по настоянию ЦК профсоюза в постановление был включен раздел по социальной и кадровой политике. В нем, в частности, говорится, что по мере роста производительности труда, доходов, экономии затрат необходимо обеспечить повышение уровня реальной заработной платы, поэтапное приближение размера минимальной оплаты труда в отрасли к уровню прожиточного минимума в стране.
Другой не менее острой проблемой является сокращение количества работающих. В рамках программы "Занятость" в отрасли высвобождено 420 тысяч человек. Правда, люди эти не оказались выброшенными за ворота, все они были трудоустроены в других местах. Но далеко не каждому новое место работы оказалось по душе: либо условия труда не удовлетворяют, либо уровень зарплаты оказался ниже прежнего. Все это вызывает недовольство.
В отрасли действует положение, согласно которому администратор может принять нового работника со стороны, лишь доказав профсоюзу, что такого специалиста нельзя найти внутри отрасли. Тем не менее в прошлом году из отрасли было уволено 150 тысяч, а принято со стороны 148 тысяч новых работников. В какой-то мере это было обусловлено ростом объема перевозок, образовались новые рабочие места. Однако не обошлось и без нарушения установленного порядка. Местные профсоюзные органы, видимо, ослабили контроль за действиями администрации в этом вопросе.
Недавно министр вместе с ЦК профсоюза направили телеграмму руководителям предприятий и председателям профсоюзных комитетов, в которой потребовали строго соблюдать установленный порядок - прием работников со стороны обязательно согласовывать с профсоюзным органом.
Отраслевая программа занятости предполагает, кстати, не только переобучение, профессиональную переподготовку работников, но и совместно с администрациями субъектов Российской Федерации создание новых рабочих мест. Так, МПС принимает активное участие в разработке Эльгинского угольного месторождения, увеличивает заказы предприятиям смежных отраслей. По подсчетам экспертов, с помощью МПС в ближайшее время только в транспортном машиностроении и строительном комплексе возникнет потребность в 400 тысячах работников. Сюда и будут в первую очередь плавно перетекать кадры, высвобождающиеся на железных дорогах. Появится новый качественный уровень этих рабочих мест.
Сокращение работающих на транспорте - не самоцель, а путь, как было заявлено на съезде, решения другой социальной проблемы - повышения уровня оплаты труда. Сегодня в соответствии с тарифным соглашением в отрасли разрабатывается программа, которая позволит уже в нынешнем году существенно увеличить заработки железнодорожников за счет повышения производительности труда, совершенствования технологий, ресурсосбережения и высвобождения рабочих мест.
У ТОГО НЕТ ЗАКАЛКИ, КТО НЕ ЖИЛ В КОММУНАЛКЕ?..
В выступлениях делегатов немало вопросов было адресовано руководству МПС и ЦК профсоюза по поводу решения жилищной проблемы. До сих пор более 200 тысяч семей железнодорожников нуждаются в улучшении жилищных условий. К сожалению, количество возводимых квартир в отрасли год от года уменьшается. Кроме того, острота проблемы обусловлена необходимостью переселения пенсионеров и высвобождаемых работников из районов Крайнего Севера в регионы с благоприятным климатом. Разрешить эту ситуацию предполагается с помощью отраслевой программы жилищного строительства на 2001-2005 годы, согласно которой намечено ежегодное наращивание жилищного строительства с доведением его до миллиона квадратных метров в год. В этой программе предусмотрено использование и системы ипотечного кредитования. Однако уже сейчас видно, что такая форма ускоренного решения жилищной проблемы будет пробуксовывать. Главная причина - низкий уровень зарплаты железнодорожников. Профсоюз настаивает на пересмотре условий ипотеки в соответствии с финансовыми возможностями работников.
В конце прошлого года в МПС была утверждена программа "Жилье". Намеченные в ней объемы, считают некоторые участники профсоюзного форума, не обеспечат кардинального решения проблемы. Однако по сравнению с другими отраслями, где вопрос об обеспечении своих работников жильем вообще не ставится, железнодорожники находятся в более выгодной ситуации. Так, 15 процентов построенных квартир предоставляются бесплатно. Не менее 45 тысяч квадратных метров жилья ежегодно планируется предоставлять молодым специалистам. И тоже бесплатно.
На сегодняшний день более 2,5 тысячи семей железнодорожников переселены из районов Крайнего Севера. Только из Воркуты, где закрылись многие угольные шахты, 600 семей переехали в квартиры на белгородских и орловских землях. МПС по контракту забирает освободившееся жилье в Заполярье, передает его нуждающимся здешним железнодорожникам, а взамен предоставляет квартиры переселенцам в центре России. Разница в стоимости квартир оформляется в виде кредита на длительный срок. Выезжающие из этих регионов железнодорожники-пенсионеры получают жилье бесплатно.
ВИЖУ "ЗЕЛЕНЫЙ"!
Эта фраза, обязательная для машиниста и его помощника во время движения локомотива, не раз вспоминалась мне во время съезда. Впереди зеленый свет, значит, можно двигаться вперед, не сбавляя скорости. Такой вывод можно сделать из итогов дискуссии на съезде. Несмотря на то, что с трибуны звучало немало критических замечаний по поводу тех или иных действий руководства МПС, практически все выступающие заявляли о своей поддержке курса на реформирование отрасли. В конечном итоге была принята резолюция, в которой сказано, что "профсоюз железнодорожников и транспортных строителей понимает, что в условиях рыночных отношений, усиливающейся конкуренции структурная реформа железнодорожного транспорта, направленная на удовлетворение растущего спроса на транспортные услуги, снижение затрат на перевозки грузов, обеспечение высокого качества обслуживания, повышение социальной защищенности тружеников стальных магистралей, является объективной необходимостью. Отраслевой профсоюз поддерживает принципы реформирования отрасли, изложенные в проекте "Программы структурной реформы железнодорожного транспорта".
В своем обращении к президенту, правительству и парламенту РФ участники съезда выразили обеспокоенность позицией отдельных министерств и ведомств, которые пытаются выхолостить социальную составляющую предстоящих преобразований, навязывая железнодорожному транспорту "принципы акционирования", не оправдавшие себя при реформировании других отраслей. Призвали руководителей государства взвешенно подойти к реструктуризации МПС, учитывая не только достижение эффективных хозяйственных результатов, но и социальные последствия этого шага.
При проведении реформы, считают делегаты съезда, необходимо сохранить единую систему российских железных дорог в форме государственной собственности, вертикаль управления отраслью. Все 100 процентов акций компании "Российские железные дороги" должны принадлежать государству без права отчуждения (продажи, передачи, залога и пр.). Не следует также отделять инфраструктуру отрасли от эксплуатационной работы железнодорожного транспорта.
Обсудив отчетный доклад ЦК, делегаты съезда признали удовлетворительной работу своего выборного органа за прошедшие четыре года. Председателем профсоюза вновь избран Анатолий Васильев.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Профсоюз железнодорожников весной прошлого года отметил 90-летие. В апреле 1905 года в Москве состоялся первый съезд работников отрасли, который высказался за создание Всероссийского союза железнодорожников как внепартийной организации. Принятая съездом "платформа", в частности, гласила: "Целью союза является защита материальных, правовых, культурных и служебных интересов служащих и рабочих всех железных дорог".
Примечательно, что и сегодня этот профсоюз остается надежным защитником интересов людей труда. Его пример сплоченности, стойкости, принципиальности был бы весьма полезен для других профессиональных союзов России в наши дни.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников