НУ ЧТО СКАЗАТЬ ВАМ, "МОСКВИЧИ", НА ПРОЩАНЬЕ?

"Никому я больше не верю. Все, что мы говорим, оборачивается против нас. Поэтому я ни с кем разговаривать и никому никаких интервью давать не буду" - это заявил мне заместитель директора АЗЛК по кадрам Александр Давыдов.

У проходной АЗЛК я был ближе к вечеру. Прежде в это время кончалась смена. Сегодня никто с завода не выходил.
- Вы что, одна на заводе? - поинтересовался у вахтерши.
- Почему? В цехах еще люди остались. Последние. Которые за электричеством и водой следят. Вон сегодня электричество в два часа дали. Может, еще завод заработает?..
- Да ничего уже не заработает! - в сердцах бросил появившийся в дверях мужчина лет 45. - Все, что могло работать, продали, - сказал мне Сергей Новопольский, бригадир слесарей-сборщиков главного конвейера.
23 года отработал на конвейере. Его трижды увольняла администрация, и трижды суд восстанавливал. Увольняли, говорит, потому, что воюет против того безобразия, которое на заводе творится.
- Главный конвейер давно стоит, - просвещал меня упрямый бригадир. - Я вошел в профком профсоюза "Единство". Это мы на днях на Горбатом мосту пытались донести наши беды до правительства. Ведь еще лет 7 назад на заводе работали 20 тысяч человек. Теперь осталось чуть больше двух тысяч.
На заводе полностью разморожены системы отопления. В том числе в цехе окраски. А раз он не работает - весь завод стоит. Из многих цехов, в том числе из цеха пластмасс, вывезено оборудование. Так что охрана сторожит стены и металлоконструкции, которые невозможно вывезти.
Нынешний директор Рубен Асатрян в свое время обещал наладить выпуск машин среднего класса по европейским стандартам. Так на свет появились "князья": "Князь Владимир", "Святогор", "Калита". Из двух штамповок "Москвича" варили одну машину, причем не лазерной, а обычной сваркой. Потом лудили, чтобы видно не было. Примерно таким же способом удлиняли шасси. Ничего хорошего из этого выйти не могло.
В конце концов на заводе решили, что некоторые производства просто не нужны. Линию глушителей передали Кабардино-Балкарии, другие узлы стали возить из-за границы. Двигатель собирались покупать у "Рено". В 1996-м, когда принимались такие решения, доллар стоил 6 рублей и отечественный двигатель стоил столько же, сколько французский. Дефолт поставил крест на идее кооперации, так как двигатель стал стоить больше, чем весь "Москвич". И завод встал.
Сейчас последняя зарплата выплачена за ноябрь. Но как жить на такие деньги? Рабочие АЗЛК уходят на другие предприятия. На заводе остались, считай, одни начальники и пенсионеры. Отказ от собственных комплектующих, ставка на отверточную технологию себя не оправдала.
А вот что говорит бывший первый зам. гендиректора Юрий Поляков, покинувший завод еще до обвала:
- Чтобы обеспечить окупаемость, завод должен выпускать определенное количество машин. АЗЛК был рассчитан на выпуск 120 тысяч. А в последние годы с конвейера сходило 1 - 2 тысячи машин в год. Это уже кустарное производство. В этих условиях говорить о том, что предприятие еще выйдет на экономическую окупаемость, - лукавство. Сегодня, чтобы выйти на уровень экономической рентабельности, АЗЛК должен выпускать не меньше 5 машин на работника. На ВАЗе эта цифра в два раза больше. На американских заводах - в пять раз больше.
В свое время завод торжественно открывали. Пришло время так же гласно его закрыть.